Известный всему православному миру праздник Покрова Богородицы собрал в Омске мастеров прикладного творчества из разных городов России.
В три часа дня у здания музея гремят задорные русские народные песни. У входа — то и дело мелькают в расписных сарафанах и кокошниках молоденькие девчонки. Подкупает народ яркая вывеска: «И товар хорош, и цена веселая!». Захожу внутрь, и у меня ото всей этой поющей и пляшущей круговерти разбегаются глаза. Прямо в фойе за прилавками предлагают свой товар посетителям ярмарки российские мастера.
Мое внимание привлекает стенд с расписными и расшитыми валеночками разных видов и мастей. Хозяин «лавки» — Владимир Пацула. Мы знакомимся. Оказывается, что занимается этим промыслом Владимир уже десять лет. Он — продолжатель семейного дела, но не своего рода, а своей жены.
— А сами вы свои изделия носите? — спрашиваю мастера.
— Я ношу валенки и зимой, и летом, — признается он.
— Как же это летом? Шутите? Жарко же! — недоумеваю я.
В ответ на мой вопрос Владимир отвечает, что все проблемы решают носки из хлопка! (Правду, видать, гласит пословица: «Не тот сибиряк, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается»).
По соседству с валенками стоят разных размеров кедровые бочонки Александра Котлова из Больших Уков. Продавец — Леонид Черепанов — уверен: кедр ото всех болезней поможет. Мол, чтобы кусочек кедра стал вашим, нужно ладонью левой руки приложить его к груди, стоя на траве.
Сориентироваться во всей этой эксклюзивной продукции мне помогает ведущий специалист ГУ Народного творчества Министерства культуры Омской области Тамара Бугаенко:
— В этом году Покровская ярмарка отличается своим небывалым размахом. На третьем этаже у нас представлены мастера из области, а в соседнем зале — из других регионов. Завтра, часам к трем, как народ выспится, творческие коллективы выйдут на улицу и проведут у входа концерт.
Иду в «региональный» зал, а там чего только нет! Новокузнецк выставляет авторскую матрешку и батик, Нижний Тагил — расписные по металлу подносы, которые, как утверждают специалисты, между прочим, старше жостовских лет на сто. Томичи хвалятся своими неповторимыми резными птицами счастья из бересты. Нижегородская область выставляет городецкие росписи, поучиться технологии которых у специалистов может каждый желающий.
— Мне особенно нравятся подписи к этим картинкам с барынями, кавалерами и конями, — говорит Тамара Борисовна, — вот, например: «Ты почто меня ударила балалайкой по плечу? — Я по то тебя ударила, познакомиться хочу!»
Тем временем в фойе обстановка накаляется. Спонтанно собравшийся ансамбль Александра Селюна, Вячеслава Асанова и Дмитрия Парамонова, играющих на свирели, гуслях и бубне, начинает исполнять частушки, что называется, «под язык».
— Зять тещу привязал к дубу. Терпи теща, целовать буду! — зажигает народ Дмитрий.
Не остаются в долгу и фольклорно-этнографические коллективы, приехавшие из Томска, Новосибирска, Челябинска. То и дело они подзадоривают выступающих, запевая частушки, какие только приходят на ум.
И вдруг какой-то мужик как запоет: Нас морозы не пугают, Сядем мы на паровоз, И махнем туда, где лето, Чао, Дедушка Мороз!!! А еще он пытался и на ложках в этот момент играть (тоже, видимо, впервые). Честно сказать, когда он это запел, меня даже передернуло. Не ожидала я как-то услышать такого рода фольклор…