Эта трагедия, как и сотни других, началась с банальной выпивки. Андрей и Ольга отмечали круглую дату, мимо которой никак нельзя было пройти. Их сыновьям-близнецам как раз исполнилось два месяца. Как говорится — нет повода не выпить. На шикарный банкет у безработного и мойщицы автомобилей средств не было, но на невероятный объем пива денег хватило. Ввечеру, уложив малышей спать, дождавшись, когда уснет глухой свекор, Андрей и Ольга начали свой пир.
Заполночь в городскую прокуратуру поступил сигнал из милиции: в квартире на улице Светлой обнаружены растерзанные тела младенцев. Предполагаемый убийца спокойно спал в соседней комнате.
— Я возглавил группу, выехавшую к месту преступления, — рассказывает Дмитрий Наумов, старший следователь прокуратуры Омска. — Первое, что бросилось в глаза, — как-то особенно бледными были сотрудники милиции, обнаружившие факт преступления. У них у всех дрожали руки. Работа у нас такая — мы не приезжаем на праздники. Мы там, где случилась большая беда, где боль, кровь и слезы. Потому работающие в милиции и прокуратуре умеют собраться, отбросить эмоции и хладнокровно выполнять свои обязанности. Я сразу понял: случилось что-то совсем невообразимое. Плакали даже видавшие виды медицинские эксперты.
Сотрудники милиции докладывали: поступил сигнал из больницы «скорой помощи»: доставлена женщина с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Медиков вызвали случайные прохожие. Пострадавшая назвала свой адрес и сообщила, что избил ее сожитель и что с ним в квартире остались младенцы-близнецы. Милиция выехала проверить обстановку. Обнаружила следующее: отец и дедушка спали спокойным сном праведников. Младенцы мертвы. Каждый из них получил такое количество смертельных ударов, словно побывал в мясорубке. Один малыш лежал в люльке, другой заброшен под родительскую кровать. Лужи крови, огромные лужи крови!
СЫНОВЬЯ ЖЕЛАННЫЕ
Андрей и Ольга в законном браке не состояли. Как это сейчас модно, они надеялись на пособие более высокого размера. Женщины замужние получают чуть больше сотни, а матери-одиночки аж пятьсот рублей! Простой подсчет показывает: заработать данную сумму можно за два-три часа. Но это работать надо — а тут халява.
Когда-то, десять лет назад, они любили друг друга. Тогда они были молоды и беззаботны. Потом судьба каждого из них сделала резкий зигзаг. Он вначале получил условный срок за мелкое преступление, потом кулаками забил свою родную бабушку и отправился в зону на восемь лет. Ольга ему ничего не обещала, они не переписывались, в жены ее он не звал. Она отдалась в объятия новой любви, была обманута мужчиной и родила внебрачного ребенка. Он внял веяниям тюремной романтики, отсидел от звонка до звонка, за что получил право носить за левым ухом особую наколку. Вернувшись в Омск, Андрей поселился в квартире отца, к тому времени совершенно оглохшего. С Ольгой он встретился случайно. Старая любовь запылала с новой силой. Она переехала в его квартиру, согласившись на единственное условие: не брать с собой сынишку. Женщина устроилась работать на автомойку, он перебивался случайными заработками — ремонтами, разгрузкой-погрузкой. Так прошло два года. Жили Андрей и Ольга, в принципе, в согласии. 6 августа у них родились очаровательные сыновья-близнецы. Дети, в принципе, желанные, но особой ответственности за их судьбу родители не проявляли. Ольга не посвятила себя детям. Она не придерживалась расписания кормлений грудью, смены и стирки пеленок, уборки в комнатах, правильного приема пищи для себя, кормящей. Молодая мамаша не бросила работу. Она закупала смеси для кормления малышей и ходила мыть чужие автомобили. График — сутки через двое или через трое. С малютками оставались то ее мать, то его глухой отец, то Андрей. Новоиспеченный папаша не озаботился поиском стабильной работы ради создания достойных условий быта для сыночков. Так, немного зарабатывал. На хлеб хватало, на пиво оставалось. Зачем надрываться?
ЖАЖДА ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Так уж устроена человеческая личность, что она постоянно ищет острых ощущений. Философы называют это желание искушением судьбы. Русский врач Мечников публично выпил стакан раствора, в котором находилась огромная доза возбудителей кишечной инфекции. Тем самым ученый изменил подход к лечению холеры. Русский летчик Нестеров выполнил на самолете «мертвую петлю», показав возможности новой техники. Житель равнинного Омска Валерий Бабанов, мировая элита наисложнейших восхождений, в одиночку покоряет самые высокие горы планеты. Его заслуга — расширение представлений о возможностях человеческого организма в экстремальных условиях. Подобные искушения судьбы принято называть подвигом, а о героях слагают песни. Нередко цена подвигу — чья-то жизнь. Вернее, во множественном числе. Одна жизнь, отданная за сохранение многих жизней детей, стариков, просто мирных жителей. Омский капитан милиции Олег Охрименко накрыл своим телом гранату, брошенную бандитом. Он погиб, спасая людей, случайно оказавшихся рядом.
У каждого из героев всегда есть шанс отказаться от рискованного поступка. Гагарин мог не лететь в космос. Его заменил бы Титов. Матросов мог не ложиться на амбразуру. Впрочем, Обломов, лежавший на диване, тоже испытывал судьбу. Правда, иначе.
Есть иной вид искушения. Исстари в деревнях говорили: кошка скребет на свой хребет. Это о девках-дурочках, которые идут замуж за буйных и ленивых пьяниц. Это о глупых бабах, которые не могут успокоиться до тех пор, пока муж их не побьет. Это о неверных женах, бегающих по ночам к соседу на сеновал. Возникла целая наука виктимология, изучающая особенности поведения жертвы преступления в момент совершения оного. Ее постулаты четко гласят: многие жены избежали бы побоев от буйных мужей, если бы не давили на их психику в острые моменты. Любую ссору можно разрешить мирно.
Обстановка в квартире была почти интимная. Андрей и Ольга сидели в комнате одни, мальчики были в спальне. Женщина расслабилась. В такие минуты душа особенно расположена к получению ласки от любимого человека. Ольге, как простой слабой женщине, очень захотелось ярких ощущений. Андрей нечаянно подсказал ей нужный момент.
«ДЕТИ НЕ ТВОИ»
За очередным литром пива супруги стали вспоминать былые годы.
— Я там, на зоне, терпел нужду и лишения, а ты здесь жизнью наслаждалась, — упрекнул Андрей Ольгу, впрочем, без особых претензий. — Пацана вон внебрачного родила. Кормить его теперь надо.
— Да, я любила многих мужчин, — словно с цепи сорвавшись, начала рассказывать женщина. — Мне с ними хорошо было, не то, что с тобой. И близнецы… Ты что, думаешь — они твои? Я их от другого родила, а кормить ты будешь…
Ольга знала характер Андрея. Она знала, за что он сидел, была знакома с убитой Андреем бабушкой, знала его необузданный нрав. Она не могла не понимать, что провоцирует его на расправу. Она ждала: отлупит он ее или устоит перед соблазном? Если устоит — значит, любит. А если побьет? Значит, все равно любит, раз не хочет делить ее с другими мужчинами. Пара оплеух лишь усилят любовную игру. Младенцы — козырь в игре. Он любит их — значит, ее, мать своих сыновей, не тронет. Да и господь Бог на небе не дремлет, успеет своих ангелов с мощными крылами прислать на защиту рабы божией, не умеющей держать язык за зубами.
Андрей и не пытался сдержать эмоции. Он не упустил случая показать, что сильный. Ему было все равно, кто перед ним — старая бабушка, молодая женщина, младенцы… За восемь лет, проведенных в лагерях, он постиг полный свод зэковских понятий. Он знал, какова участь детоубийц. Но упустить возможность показать свою силу? Это было превыше его сил.
В ход пошли кулаки, затем ножка стула. Ольга, окровавленная, с разбитой головой, чудом вырвалась на улицу. Ей помогли случайные люди. Он не побежал следом. Он остался в квартире, где сладко спали его младенцы. Пока еще сладко.
ВСЕ СПОКОЙНО РАССКАЗАЛ
— Он недолго отказывался, — рассказывает Дмитрий Наумов. — Ночью с ним было разговаривать бесполезно, а наутро он спокойно и просто поведал, что и как произошло.
Перед сотрудниками прокуратуры сидел мужчина заурядной внешности и со звериной душой.
— Да мои это сыновья, — говорил Андрей. — Ну и что, что Ольга до меня гуляла? При мне-то она верная была. Так, выпила, болтанула лишку.
Убийца спокойно рассказал, а потом детально показал в квартире, перед видеокамерой, при понятых, как он совершал преступление. Ни тени раскаяния, ни жалости к убиенным сыновьям он не высказал. Просто и доступно: тут сидел… пили пиво… так ударил Ольгу… здесь стоял стул… отломал ножку… попил пива… убил мальчиков… еще попил пива… лег спать. Почему убил? Злость не проходила. Любил сыновей? Да, очень! А убил зачем? Злость не проходила, пьяный был. Что пил и сколько? Только пиво. Какой же крепости было это пиво? Обычной. Что же так опьянел, от пива-то? Десять литров выпил…
— Основная доказательная база собрана, — говорит Дмитрий Сергеевич Наумов. — До передачи дела в суд надо пройти формальности, требуемые законом. В частности, ряд экспертиз. Убийце будет назначено психиатрическое обследование, которое определит его душевное состояние. Она пока в больнице. Ее состояние врачи оценивают как стабильное. По закону он может быть осужден на самые строгие меры вплоть до пожизненного лишения свободы. Но это определит суд в свое время.