«НАЙДИ МЕНЯ, МАМА!»

Человеку очень важно иметь дом, где его всегда ждут, любят и оберегают. Большинству воспитанников социально-реабилитационного центра "Забота" не повезло: ничего этого с самого рождения они не познали

Домом, который защищает и обогревает, стал для них центр «Забота».

Сюда дети в возрасте от трех до восемнадцати лет попадают по ходатайству органов опеки округов города. Мальчиков и девочек из неблагополучных семей выявляют в ходе акций и рейдов, организованных учреждениями милиции, здравоохранения и образования.

Но бывают и другие случаи. Двенадцатилетнего Костю и его младшую сестренку Катю бросила мама, оставив сначала на попечение бабушки. Бабушке тоже дети оказались ни к чему.

Она о них «забыла», по-молодецки увлекшись водкой и молодыми приятелями. В центр «Забота» о брошенных детях сообщили соседи… До сих пор сестра и брат надеются, что бабушка отыщет их, что она где-то задержалась по срочным делам. И что мама их вернется… Их детское самолюбие не допускает мысли, что они оказались не нужны, что их не любят самые близкие люди.

— Сфотографируйте меня, — обратился к корреспондентам «Вечернего Омска» Костя. — Может, бабушка увидит меня в газете и найдет…

Все воспитанники центра с надеждой смотрят на входные двери и входящих в них взрослых: а вдруг это за мной, а вдруг это моя мама?

За детьми приходят родные, но редко. На памяти у работников центра случай, когда семилетнего мальчика отыскал в CPU, «Забота» отец, узнавший о трагедии, происшедшей с его сыном. Мама, если ее можно так назвать, превратила жизнь малыша в пытку. Из шкафа для одежды она сделала ему… камеру, прорезав в дверце шифоньера небольшое окошечко с решеткой… Из шкафа-клетки мальчика по звонку соседей высвободили милиционеры. Специалисты разыскали отца. А он — сына.

В двухэтажном здании центра созданы все условия: игровые комнаты с мягкой мебелью, теплые уютные спальни, просторная столовая с пятиразовым питанием, художественная мастерская, спортзал, душ… Но все эти блага не заменят главного: возможности жить в нормальной семье, чувствовать заботу о себе не государства, а мамы и папы.

— Детей направляют к нам, — рассказывает заместитель директора центра «Забота» Татьяна Карих, — когда остается только одно: спасать их. Центр рассчитан на 31 место, а детей, нуждающихся в защите от собственных горе-родителей, гораздо больше. К нам постоянно поступают ходатайства из отделов выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с просьбой принять того или другого ребенка. Но, к сожалению, из-за ограниченности мест мы не в силах помочь всем.

Именно поэтому министерство труда и социального развития Омской области еще с 2004 года начало использовать в районах области новую форму социальной реабилитации несовершеннолетних — семейно-воспитательные группы. 38 детей таким образом попали в семейно-воспитательные группы. «Замечу, — говорит Татьяна Карих, — что опекунство взрослым, решившим взять на воспитание в семью детей, оформлять не надо. При этом временным мамам и папам гарантируется трудоустройство, материальная помощь. Кандидаты в воспитатели пройдут собеседование у психолога, специальная комиссия посетит будущее место жительства ребятишек. Если все условия окажутся подходящими, воспитатель будет принят на работу. Дети остаются на полном гособеспечении, воспитатели будут получать для них обувь, одежду, канцтовары, продукты».

Мы обращаемся к людям с нерастраченными нежностью и любовью, которыми они смогут поделиться с обездоленными детьми: приходите в центр «Забота»: ул. 10-я Самарская, 17, и звоните по телефонам: 55-12-45, 55-07-58. Дети вас ждут!

Педагоги в центре считают, что с любым ребенком можно найти общий язык, что плохих детей не бывает. Бывают плохие воспитатели, не способные принять мальчика или девочку такими, какие они есть. В «Заботе», к сожалению, были случаи, когда приемные родители брали на воспитание в семью группу, а потом приводили детей назад, объясняя это тем, что не смогли справиться с детьми, А были и другие примеры, когда приемные дети становились родными и, повзрослев, не уходили из семьи. «Попав в семью, — уверяюд воспитатели центра, — дети становятся окрыленными, уверенными в себе, понимают, что они нужны и не брошены».

— Не понимаю, как можно бросить собственного ребенка?! — сказала я в беседе с Татьяной Карих.

— И мы этого не понимаем! — ответила она. — Язык не поворачивается такую женщину матерью назвать! И знаете, что стало закономерным? За своими детьми матери-«кукушки» не приходят, за шесть лет моей работы в центре такого не было ни разу. Могут отыскать ребенка отец, дедушка или бабушка, но не мать… Конечно, брошенные дети не остаются без опеки государства, но всем понятно, что маленькому ребенку нужна семья. Семейно-воспитательные группы и должны помочь решить эту проблему.