СЯДЕШЬ И ПРОСТО НАЖИМАЕШЬ НА ПЕДАЛЬ

Сначала вопрос: какое из средств передвижения самое простое, доступное и надёжное

Ну конечно, велосипед! Во всем мире педальный транспорт считается удобным, экономичным и экологичным. Высокий «коэффициент полезного действия» велосипеда объясняется ещё и тем, что его можно использовать как средство оздоровления для людей всех возрастов, для занятий туризмом и организации активного досуга, не говоря уже о том, что для некоторых велосипед давно стал незаменимым помощником в быту, в повседневной жизни.

А посмотрите, как развивается сегодня велосипедный спорт — похоже, что для этого вида наступает эпоха Ренессанса. Во всяком случае, достижения омских велосипедистов и всё возрастающий интерес молодёжи к велосипеду говорят в пользу такой тенденции. Это обстоятельство среди прочих побудило власти подумать о создании дополнительных условий для активного использования велосипеда омичами. В такой формулировке и был поставлен этот вопрос на недавнем заседании коллегии при мэре.

НА СТАРОМ БАГАЖЕ

Вообще-то, для работы под девизом «Все — на велосипеды!» в городе имеется благодатная почва, в формировании которой немалую роль сыграли лучшие представители омской школы велосипедного спорта, добившиеся мирового признания: Геннадий Комнатов, Сергей Шелпаков, Эдуард Рапп, Владимир Соколов и другие. Сегодня, по словам начальника городского управления по делам молодёжи, физической культуры и спорта Сергея Фролова, славные традиции своих предшественников продолжают велосипедисты Петров, Бочаров, Леопольд, их тренеры Скосырева, Редько… Высокие спортивные результаты показывают омские ВМХ-спортсмены. Вот лишь несколько имён: Павел Костюков — бронзовый призёр чемпионата мира и бронзовый призёр чемпионата Европы; Иван Костюков — мастер спорта международного класса, победитель чемпионата Европы 2006 года; Екатерина Комнатова — чемпионка России 2005-2006 годов; Евгений Комаров — чемпион России 2005 года. О многом говорит и тот факт, что сборная команда страны по ВМХ-спорту, который включён в программу Олимпийских игр, на 80 процентов состоит из омичей.

Всего же в Омске, как прозвучало на коллегии, занимается велосипедным спортом более тысячи человек, а базовыми для таких занятий являются муниципальные спортшколы № 6, 8, 30 и детско-юношеская спортивно-техническая школа. Подготовкой же спортсменов высокого класса занимаются тренеры городской и областной школ высшего спортивного мастерства.

Понятно, что для развития велосипедного спорта нужна соответствующая материально-техническая база. А что же имеют горожане? Велотрек на стадионе «Динамо» и семь ВМХ-трасс (сегодня они построены в каждом округе). В принципе, в Омске культивируются все основные виды велосипедного спорта — трек, шоссе, ВМХ и триатлон. Кроме того, в последние годы некоторые омичи стали увлекаться маунтин-байком — горным велосипедом. Однако, по наблюдениям специалистов, всё же наибольший размах и массовость приобретает сегодня ВМХ-спорт, для которого построены специальные трассы, позволяющие исключить тренировочные занятия из интенсивного движения по дорогам города в отличие от учебно-тренировочного процесса по велогонкам на шоссе.

Все более популярными среди омичей становятся такие крупные соревнования по велосипедному спорту, как городской праздник «Вело-Омск», кольцевая гонка-критериум, посвящённая памяти заслуженного мастера спорта, олимпийского чемпиона Геннадия Комнатова, еще одна кольцевая гонка-критериум — памяти заслуженного тренера СССР Л. Живодерова. Как считает Сергей Фролов, имеющаяся в городе инфраструктура обладает хорошим потенциалом и позволяет Омску выйти на ведущие позиции в подготовке спортивных резервов не только в России, но и в международных масштабах. Но чтобы задействовать этот потенциал, придать новый мощный импульс развитию велоспорта, надо решить ряд проблем.

КТО НАУЧИТ КРУТИТЬ ПЕДАЛИ?

Особое беспокойство вызывает у специалистов ситуация с привлечением к занятиям велоспортом детей в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Во-первых, в них нет учебно-методических программ по видам велосипедного спорта. Отсутствует в городе единый центр координации усилий и методического обеспечения развития велоспорта, его пропаганды. Во-вторых, требуют решения вопросы финансирования расходов муниципальных спортшкол, связанных с выездами юных спортсменов на соревнования, без участия в которых перспективы роста спортивного мастерства сводятся к нулю…

Есть вопросы и по тренерско-преподавательскому составу: почему ни один выпускник кафедры велосипедного спорта СибГУФКа не пришёл работать в систему подготовки спортивных резервов? Кто будет готовить специалистов нового профиля — по ВМХ-спорту и маунтинбайку? В поисках ответов на эти вопросы стоит подумать о дополнительных стимулах для молодых специалистов.

Подлежат пересмотру сроки проведения некоторых состязаний с учётом календарного плана всероссийских соревнований. Крупные соревнования по велоспорту в городе, как правило, проводятся на отдалённых от центра трассах (например, по улице Магистральной), из-за чего снижается зрительская поддержка и эффект. Но, разумеется, отмечалось на коллегии, решение этой проблемы не должно создавать дополнительную нагрузку на транспортные развязки города. Какие же пути предлагают разработчики проекта для тех, кто любит велосипед? Во-первых, планируется использовать воскресные велозоны, то есть в выходные и праздничные дни ограничивать движение автотранспорта на определённых участках, тем более что такой опыт имеется, скажем, на набережной Тухачевского, в районе кинотеатров «Первомайский» и «Сатурн», средних школ № 99 и 139, где во время летнего сезона проводятся массовые мероприятия «Будущее «Вело-Омска». Одной из эффективных форм организации досуга омичей с использованием велосипеда специалисты считают проведение многокилометровых велопробегов за чертой города.

Ещё одним стимулом к развитию велотуризма должна стать организация баз проката и ремонта велосипедов на базе муниципального учреждения «Детский оздоровительный лагерь им. Гагарина» в посёлке Чернолучье и спорткомплекса в посёлке Крутая Горка. Кроме того, предполагается строительство освещённых велосипедных дорожек на территориях парков культуры и отдыха (с прокатом велосипедов), которые в зимнее время будут использоваться как лыжные трассы. Например, есть идея построить такую трассу в парке Победы, ближе к Иртышу. А, скажем, планируемая дорожка для велосипедистов от микрорайона «Первокирпичный» до Амурского посёлка вполне могла бы служить и пешеходам.

Как отметил первый заместитель министра по делам молодёжи, физической культуры и спорта Омской области Виктор Бабкин, сегодня обсуждение этого вопроса как нельзя актуально и своевременно для Омска, у города есть все шансы стать инициатором комплексного использования велосипеда. Реализация намечаемого вполне может обернуться велосипедным бумом среди омичей. Ведь стал же Омск благодаря Сибирскому международному марафону «бегающим» городом.

СЕЛИ И ПОЕХАЛИ…

По самым скромным подсчётам, можно увеличить число омичей, занимающихся велоспортом, в три раза, не говоря уже о том, что многократно возрастёт количество горожан, использующих велосипед для воскресных прогулок и загородных велопробегов, туристских вылазок и путешествий, а возможно, и тех, кто будет ездить на нем на работу. Среди прочих плюсов — улучшение экологии, здоровья омичей, развитие инфраструктуры в новых жилых микрорайонах (велодорожки в них можно предусмотреть еще на этапе проектирования) и предпосылки для создания новых производств, к примеру, сервисных центров по ремонту и обслуживанию велосипедов. Словом, социальная значимость этого плана велика, не случайно председатель горсовета Александр Цимбалист предложил представить его в виде городской целевой программы и вынести на утверждение депутатского корпуса.

Россия в целом и Омск в частности просто обречены использовать велосипед, считает и заведующий кафедрой СибГУФКа Владимир Соколов, ведь преимущества его на фоне других транспортных средств неоспоримы. Всё дело в традициях, смене стереотипов, материальной базе и… пропаганде. А возможность проявить своё пристрастие к велосипедам у омичей ещё будет: впервые 27 мая 2007 года Омску в числе двадцати регионов страны будет предоставлено право участвовать во Всероссийской дне велосипедиста.

Тогда не будем «изобретать велосипед» — садимся и поехали?

Знаете ли вы, что…

«Отцом» велосипедной индустрии считается англичанин Джеймс Старлей, механик по швейным машинам из Ковентри, который в возрасте 67 лет подарил миру доступный каждому «грошовый», или «обычный», велосипед. Было это на исходе 1860-х годов. Переднее колесо новой машины было впятеро больше заднего. Забираться на неё приходилось по лестнице (такие велосипеды получили прозвище пауков), зато скорость они могли развивать до 25 километров в час.

Велосипед, который мы знаем сегодня, первым стал выпускать в 1885 году Дж. К. Старлей, племянник упомянутого выше изобретателя. Модель называлась «безопасный странник». Теперь ноги седока свешивались до земли, и «уважающие себя велосипедисты» (циклисты, как их тогда называли) первое время игнорировали «безопасного странника». Первых велосипедистов отчаянно трясло (отсюда название велосипедистов той поры — костотрясы), поскольку колёса в лучшем случае были обтянуты кожей, пропитанной дёгтем.

Отечественный велосипед в 2004 году справил свой 80-летний юбилей: 13 марта 1924 года первая советская машина была изготовлена на Государственном заводе им. Петровского в Харькове. Во второй половине 1920-х годов выпускалось не больше двух с половиной тысяч велосипедов. Сейчас велоиндустрия выпускает миллионы машин, среди них дорожные, лёгкодорожные, спортивные для шоссе, трековые, сверхлёгкие, складные…