Туда и обратились, задумав расширяться, сотрудники прокуратуры. Перед тем как приступить к возведению пристройки, строители проверили состояние фундамента. Забивая шурфы, они внезапно наткнулись на хорошо сохранившуюся старинную кирпичную кладку. После зачистки выяснилось, что это часть арочного свода, напоминающего классический подземный ход в полтора метра высотой и метр шириной. Протяженность неизвестна, пока вскрыт лишь двухметровый участок. Дальше ход разветвляется, но в обе стороны засыпан землей. Версию о том, что это часть легендарных подземных ходов старой омской крепости, археологи не подтверждают, хотя и не отвергают ее окончательно.
По мнению начальника инспекции по охране памятников Олега Свиридовского, скорее всего, обнаруженные подземные сооружения представляют собой прообраз современных холодильников — так называемый ледник. Зимой такие ямы заливались водой, а затем все лето использовались как морозильные камеры и хранилища льда. Такова обычная практика прошлого века. В пользу этого предположения говорит и другая находка. Разгребая подвальные завалы, рабочие обнаружили запасы аптекарской посуды. Тут вспомнили, что прежде — до революции — в здании располагалась фельдшерская школа. Для приготовления и хранения лекарств лед действительно был нужен в больших количествах. Кстати, один из найденных уцелевших флаконов со стеклянной пробкой стоит теперь в кабинете пресс-секретаря прокуратуры Ивана Васильева как память о деде, который когда-то в этих же стенах учился на фельдшера.
Находка старинного подземелья несколько приостановила современное строительство, чем работники прокуратуры не слишком довольны. Действительно: задумали расширяться, а пришлось еще и углубиться. Тем не менее и в прокуратуре, и в инспекции по охране памятников говорят, что все дальнейшие работы будут вестись под наблюдением археологов. Возможно, будет обнаружено еще что-нибудь интересное. Совсем рядом со зданием — на месте нынешнего фонтана — находился снесенный большевиками православный собор, да и до крепостных Тарских ворот рукой подать.