До сих пор омская экономика строилась на трех «китах»: агропромышленном секторе, нефтехимической и оборонной промышленности, сосредоточенной в городе.
Сейчас расклад меняется практически полностью. Собственное нефтяное месторождение позволяет говорить о смене лидерства. Похоже, что новый век, по крайней мере для нашей области, пройдет под знаком «черного золота».
И если раньше, до разработки углеводородного сырья, омские экономисты могли оперировать лишь понятиями «стабильное положение» и «спад», то теперь в их лексиконе появляется новый термин -«развитие».
Традиционно аграрный юг области имеет, в силу известных обстоятельств, ограниченный ресурс. Проще говоря, если корова дает 10 литров молока в день, то, как ни старайся, 20 литров не даст. Увеличить надои можно только до определенного предела. То же и с зерном, мясом…
Что происходит с оборонным комплексом, тоже понятно. Отсутствие серьезного государственного заказа, мощных инвестиций… Тут бы элементарно на этом этапе сохранить производство. Именно поэтому на нефтяников возлагаются такие надежды. Именно с ними связаны все мысли о развитии, процветании, положительной динамике. Причем во многих отраслях омской экономики. Ведь те же оборонные заводы, освоив, в рамках реструктуризации, производство импортозамещающего оборудования для нефте- и газодобычи, заинтересованы в подрядах от коллег-нефтяников.
Сокровище в виде нефтяного месторождения досталось именно Таре. Старинный сибирский город давно претендовал на что-то большее, нежели положение обычного районного центра. Теперь Таре обижаться не придется. На примере северных городков, таких, как, скажем, Ноябрьск, Нефтеюганск, возникших непосредственно вблизи крупных месторождений, известно, что значит получать инвестиции от нефтедобывающих компаний.
— Создание в Омской области второго административного, экономического, культурного центра, объединяющего северные районы, — дело ближайшего времени, — сказал губернатор области Леонид Полежаев на презентации крапивинской нефти. — Тара станет городом, собравшим вокруг себя экономически перспективный Север. А земли здесь очень богатые. Помимо нефти — лес, газ, минеральные ископаемые. За последнюю пару лет появились конкретные признаки развития Омского Севера: идет разработка Тевризского газоконденсатного месторождения и открыта крапивинская кладовая. Я считаю это логическим итогом того десятилетнего пути, который мы прошли.
Разработку месторождения и добычу первой омской нефти ведет компания «Сибнефть». Кстати, сейчас уже забыли время, когда омичи чуть было не потеряли крупнейшего налогоплательщика. «Сибнефть» благодаря своеобразной политике бывшего омского мэра покинула город, зарегистрировавшись в Любинском районе. И не приложи руководство области значительные усилия, кто знает, может быть, о крапивинской нефти мы бы не узнали еще многие годы.
Президент «Сибнефти» Евгений Швидлер утверждает, что промышленная добыча на новом месторождении начнется уже нынче. За следующие 12 месяцев компания планирует выкачать 300 тысяч тонн углеводородного сырья. В дальнейшем извлекаемые объемы будут увеличены до миллиона тонн в год.
— Что касается затрат, — говорит Швидлер, — то «Сибнефть» планирует потратить на первом этапе около 30 миллионов долларов. Большая часть средств уйдет на разведку и доразведку запасов нефти в Тарском районе. Есть надежда, что Крапивинское месторождение значительно больше установленных 8,6 миллиона тонн.
Где течет нефть — там кипит жизнь. Скоро в Тарском районе построят дорогу, соединяющую промысел с федеральной трассой, трубопровод, линии электропередач, откроется драматический театр в Таре. Не за горами сдача в эксплуатацию моста через Иртыш и водозабор.
Центр севера области будет расти, как кристалл в питательной среде. Притягивать к себе новые частицы. Увеличиваться в размере. Обретать вес. Увидеть такое дано не каждому. Мы — увидим!