Наконец-то правительство внесло в Госдуму законопроект «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В нем раскрывается механизм предоставления «базового материнского капитала» в 250 тысяч рублей, которые президент В. Путин пообещал матерям в майском послании Федеральному собранию за рождение второго ребенка.
Законопроект — детище главы Минздравсоцразвития, г-н Зурабов — постоянный объект критики нашей, фракции и моей, в частности. Вспомните хотя бы его закон о монетизации, точнее, о конфискации льгот, обобравший десятки миллионов людей, в том числе инвалидов, «чернобыльцев», детей-сирот, многодетные семьи, ветеранов войны и труда. У многих людей вызывает удивление, что впервые за всю советскую и российскую историю министром здравоохранения назначен не врач по образованию, а инженер-кибернетик.
Разочарование первое. В послании Федеральному собранию В. Путин говорил о мерах по поддержке семей, уже имеющих двоих детей. Однако об этом в тексте законопроекта ни слова. Зато ехидная улыбочка Михаила Юрьевича выглядывает почти из каждого написанного абзаца. Он словно специально нагородил такой густой частокол оговорок, чтобы молодым мамам было как можно труднее через них продраться. «Материнский капитал» для них, по-моему, даже более недоступен, чем журавль в небе.
Разочарование второе. На руки счастливая мать из своего «капитала» не получит ни копейки. Речь идет о виртуальных деньгах, то есть о праве распоряжаться этой суммой. Для чего ей еще придется написать прошение в Пенсионный фонд, чтобы получить специальный сертификат-ваучер.
Но почему эти 250 тысяч рублей собираются переводить на специальный счет матери не в Сбербанке, а в Пенсионном фонде? Не потому ли, что он испытывает огромный дефицит средств? И не оттого ли, что г-н Зурабов руководил им несколько лет и, по некоторым сведениям, по сей день «неровно к нему дышит»? Отсюда просматривается далеко идущая цель: с помощью рожениц заделывать «зияющие» бреши в Пенсионном фонде, позволяя ему по своему усмотрению прокручивать материнские миллиарды.
И крутить их собираются целых три года. Ведь если женщина родит второго ребенка, допустим, в 2007 году, право на распоряжение своим виртуальным «капиталом» она получит только через три года — в 2010-м. Это — третье разочарование.
А вот и четвертое. Выбор у счастливой мамаши совершенно небогат. Или направляй свои 250 тысяч рублей на приобретение жилья по ипотечной схеме, или на учебу второго чада. Если за три года она не сделает выбор, эти деньги чиновники Пенсионного фонда явочным порядком переведут в накопительную часть ее пенсии. Что равносильно их исчезновению.
Других вариантов использования «материнского капитала» г-н Зурабов не допускает. Мать не имеет права израсходовать ни копейки на покупку коляски, пеленок-распашонок, молока, лекарств. Даже на лечение заболевшего дитяти — хоть первого, хоть второго — и то нельзя! А ведь известно, что первый год в жизни младенца — самый трудный. К тому же сегодня в России больными рождаются до 70% детей. Многим уже с пеленок требуются лечение и даже операции, в том числе и «благодаря» политике самого социального министра.
Разочарование пятое. А смогут ли 250 тысяч рублей помочь молодой семье обзавестись квартирой? Смешно и говорить. Разве что санузлом. Стоимость одного квадратного метра в разных регионах зашкаливает за 20-25 тысяч рублей. Цена квартиры на четверых потянет на несколько миллионов рублей. Где их взять рабочему люду при средней зарплате по стране 5-8 тысяч рублей? Даже на первый взнос не наскрести. Поэтому г-н Зурабов предписал матери второго ребенка еще одно бремя хлопот — идти в банк, брать кредит под залог будущего гнездышка и пускаться в ипотечное строительство.
Но далеко не всякому клиенту банкиры дадут в долг. А если и предоставят маме кредит на 10-15 лет под 13-14% годовых, то в виде процентов семье придется выплатить стоимость почти еще одной квартиры. Кто полезет в эту кабалу?
И что значит направить «материнские деньги» на образование детей, которое, по Конституции, должно быть бесплатным? Нас что, ожидает уже и платное среднее образование? Выходит, так. Но даже если речь идет об учебе в вузе, то счастливая мама сможет воспользоваться своим «капиталом» после рождения второго ребенка только лет через 17-18, когда ему придет пора поступать в вуз. Это — шестое разочарование.
Хороша забота! В то время как семья будет биться, словно рыба об лед, поднимая на ноги обоих детей, ее 250 тысяч будут прокручивать банки и Пенсионный фонд, извлекая для себя огромные прибыли. Что очень похоже на насмешку над поверившими президенту матерями.
Вот и приходим мы с товарищами по фракции КПРФ к выводу: родившую второго ребенка мамашу фактически под угрозой конфискации ее «материнского капитала» сразу возьмут в клещи. Или набрать кабальных долгов, или эти 250 тысяч навсегда исчезнут в Пенсионном фонде. Для молодой матери именно «навсегда», потому что в 25-30 лет о пенсии она не думает. Но если у семьи есть квартира, а ребенок поступил на бюджетное отделение вуза — почему не отдать ей эту сумму наличными? Хотя бы часть?
Чтобы повысить рождаемость, не нужно придумывать комбинаций в духе министра-кибернетика.
Нужен целый комплекс мер по поддержке материнства и детства, среди которых и резкое повышение ежемесячных детских пособий, которые на сегодня составляют смехотворные 70 рублей. И деньги для этого в казне есть! Прежде всего нужно платить людям по труду, а не подавать как милостыню нищенскую зарплату. Необходимо предоставлять бесплатное жилье молодым семьям, остановить рост квартплаты, цен на продукты и лекарства, прекратить спаивать молодежь. И не на словах, а на деле оградить наши улицы, школы и вузы от наркотиков. Тогда, глядишь, и кривая рождаемости поползет вверх.