С другой стороны, чиновник для того и стремится к власти, чтобы чувствовать себя более комфортно, имея возможность ощущать себя вершителем судеб при минимальных интеллектуальных и трудовых затратах. Потому широкая общественность любит аппелировать к власти по любому поводу, а власть очень любит широкую общественность. По крайней мере, ссориться с ней по мелочи не собирается.
Казалось бы, все хорошо и замечательно, в полном соответствии с демократическими принципами государственного устройства. Однако в этой очень удобной схеме крайне неуютно чувствует себя один из социальных слоев. Да простят меня пенсионеры, многодетные матери, инвалиды, педагоги и военнослужащие, но речь в данной публикации пойдет о защите интересов среднего класса, о необходимости нежного пестования которого в нашей стране говорится вот уже второй десяток лет.
Но сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Отношение к предпринимателям средней руки известное. Пенсионеры, пролетариат и трудовая интеллигенция держат бизнесменов за мироедов, а чиновничество относится к ним, как к непрерывной мигрени. В конечном итоге тонкая прослойка среднего класса постоянно находится между молотом и наковальней. Белые придут — грабят, красные придут — грабят, куды небедному человеку податься?..
Для того, чтобы организовать торговую точку (магазин, биллиардный зал, аптеку, мини-пекарню, АЭС и т.д.), гражданину необходимо пройти длительную и непростую процедуру лицензирования, получить разрешение у архитекторов, пожарников, санитарных эпидемиологов — несть числа подобным разрешающе-контролирующим структурам. Наконец, когда, казалось бы, можно и делом заняться, в полный рост встает проблема согласования проекта с широкой общественностью, проживающей в данном доме или микрорайоне.
Общественность у нас ныне боевая и организованная. Руководители КТОСов вольны казнить или миловать любого человека, пожелавшего заняться бизнесом на вверенной им территории. И идут бизнесмены со списком по квартирам, убеждая жильцов, что ничего плохого им от того, что под окнами появится булочная, не будет. И бывает, что совсем уже близка победа, но выйдет из-за черных гор какая-нибудь Марья Ивановна и скажет свое веское «нет». И все добытое немалой кровью разрешительные документы можно сворачивать трубочкой и засовывать в дальний ящик стола. У нас желание Марьи Ивановны — закон. Она лучше знает, что нужнее для микрорайона, чем все архитекторы и пожарники вместе взятые.
Но даже если каким-то чудом бизнесмену удается развернуть свою торговую точку, это еще не значит, что в дальнейшем его ждет долгая и безмятежная жизнь. Вот, например, находятся в непосредственной близости друг от друга на Красном пути пара магазинов и аптека. А с параллельной улицы на магистральную дорогу имеют обыкновение выезжать автомобили мимо этих заведений. (Они всегда здесь проезжали -и пять, и десять лет назад, вероятно, нарушая какие-то правила дорожного движения.) Жильцы близлежащего дома пошли верной дорогой — приказали владельцам торговых точек устранить сей недостаток. Бизнесменов и представителя КТОСа собрал вместе чиновник окружной администрации и мягко так, неназойливо порекомендовал установить поребрики, перекрывающие движение машин, естественно, не за счет муниципалитета.
И пошли они, солнцем палимы, изыскивать лишние деньги, строительную бригаду и необходимую технику, чтобы совместными усилиями улучшать условия труда и отдыха трудящихся. Могли бы, конечно, и не улучшать, но срок аренды земли не вечен и через несколько лет его нужно продлевать. А кто же его продлит мироедам и эксплуататорам, не вникающим в нужды простого народа? По идее, подобный подход должен считаться рэкетом, но у нас это — симбиоз интересов общественности и чиновников.
Но бывает и наоборот. Один мой знакомый строит дом в частном секторе. От магистральной дороги до дома, как водится, идет переулок, по которому во время сезона дождей можно дефилировать исключительно в резиновых сапогах высокой проходимости. Приятель решил заасфальтировать проезжую часть до ворот своего будущего гаража, заодно облегчив жизнь жильцам десятка попутных домов. Неизвестно из каких соображений, но один из соседей категорически с этим не согласился. Нет согласия — нет и разрешения… Переулок остался в первобытном состоянии.
Еще один пример с тем же моим знакомым. До эпохи великой стройки он, как жилец подъезда с мусоропроводом, не очень-то задумывался о том, как избавляются от бытовых отходов граждане, проживающие в частных домах без отопления и канализации. Оказалось что никак — то есть пару раз в год к дому подъезжает машина, в которую граждане загружают накопившийся мусор — не более того. Деятельный приятель решил покончить с подобным положением вещей и вознамерился за свой счет установить на площадке в конце переулка мусорные контейнеры. Как-то, знаете, захотелось ему отдалить от себя миазмы и прочие неблагоприятные последствия воздействия человеческого организма на окружающую среду…
Не тут-то было. Окружающая бюрократическая среда наотрез отказала конкретному гражданину в конкретном улучшении бытовых условий отдельно взятого переулка. Понятно, — он же не деятель КТОСа, не социально значимый партнер, а всего лишь представитель среднего класса… В общем, выяснилось, что контейнеры, конечно, поставить можно, но машины для вывоза мусора объезжают исключительно районы многоквартирных домов — частный сектор они обслуживать не обязаны.
Неблагоустроенных районов у нас полно. По весне на некоторые городские окраины даже маршрутные автобусы не могут проехать. Но попробуйте только заикнуться о том, что ваша фирма готова вместо отчислений в дорожный фонд реально отремонтировать пару километров подъездных дорог, ведущих к офису, — дорог, по которым, кстати, движется и муниципальный транспорт. Вам доброжелательно улыбнутся в ответ и поведают, что в области огромное количество трасс, требующих срочной реконструкции, и потому не ваше собачье дело, куда пойдут ваши отчисления, -на ремонт городской улицы или же на строительство дороги в Усть-Ишимском районе. Никто не спорит, на селе тоже хорошие дороги нужны, но ведь городу-то от этого не легче…
Недавно в редакцию обратились ветераны, которым не давала покоя локальная стройка в районе цирка. Возводимый павильон на остановке слегка закрывал известный плакат, посвященный пятидесятилетию Победы. Ветераны грозили пикетами и прочими скандалами. Общественность в очередной раз победила — рекламный щит с изображением улыбающегося солдата перемещен на десяток метров. Не стоит даже спрашивать, за чей счет.
Подобные примеры «чуткого» отношения общественности и чиновничества к бизнесменам можно приводить до бесконечности. И вроде бы правительство уже заметило эту проблему и готовит пакет документов, значительно упрощающих процесс регистрации и лицензирования частных предприятий. Дай Бог, чтобы все вышло по-писаному. Но верится в это с трудом, особенно если учесть, что у нас по-прежнему управдом — друг человека.