Вообще-то назначение на должность директора музея городского быта Владимир Иванович получил еще в начале 90-х годов. Но тогда дальше письменных распоряжений дело не продвинулось. Упорный Селюк ходил по инстанциям, доказывая, что без реальных площадей музей так и останется виртуальным проектом. За помощью и содействием «безмузейный» директор обращался и в редакцию «Нового обозрения». Уже в 1991 году в нашей газете появилась первая публикация на эту тему. Помнится, в ней впервые был указан адрес: Театральная (бывшая Войсковая), 7, по которому еще долгое время (целых пятнадцать лет) располагалась подстанция скорой помощи Центрального района.
Владимир Селюк утверждал, что старинный особняк купчихи Евдокии Козьминой, в который заселили медиков скорой, идеально подходит для размещения экспозиции, повествующей о быте омичей в разные исторические эпохи. Этот замечательный памятник деревянного зодчества обладал целым комплексом достоинств: четыре отдельных входа, удобные подвальные помещения, окна с первыми в городе жалюзи (следы от них сохранились и доныне), уникальный паркет, сквозная анфилада комнат.
Вместе с Владимиром Ивановичем тогда же мы побывали в особняке. Увиденное действительно впечатляло.
Второй визит состоялся уже одиннадцать лет спустя — когда вновь пришлось обратиться к теме нереализованного селюковского проекта. Публикация 2002 года так и называлась: «Музею быта быть или не быть?» С грустью пришлось констатировать, что годы и люди не пощадили архитектурный памятник: в плачевном состоянии паркет, исчезли некоторые старинные дверные ручки, без должного пригляда многое в доме обветшало. Медикам в этом неприспособленном помещении тоже жилось несладко, но вопрос о переезде подстанции скорой помощи в новое помещение не сдвигался с места. Строительство нового здания шло с переменным успехом. Похоже, городские власти меньше всего в тот момент были озабочены проблемами нормальной работы скорой медицинской помощи в Омске. И уж тем более далеки они были от мысли о «каком-то» музее быта омичей. Зато представители новой русской буржуазии, делающей ставку на игорный и развлекательный бизнес, быстро смекнули, что местечко, отхваченное в самом центре Омска, может принести солидные бабки.
Тут надо отдать должное бдительности и особому чутью Владимира Ивановича. Плюс * его хорошо налаженной «агентурной» сети из коренных омичей, работающих во властных структурах города. Так или иначе, Селюк узнал, что и сам особняк, и его просторное подворье готова купить некая коммерческая структура. И мэрия готова пойти навстречу этому жгучему желанию коммерсантов прихватизировать особняк. Краевед, что называется, ударил во все колокола. Газетные статьи и заметки на эту тему, конечно, изрядно испортили грядущее пиршество разорителей старины. По рукам получили и коммерсанты, и чиновники тогдашнего департамента недвижимости, готовые на принесение в жертву золотому тельцу старинного особняка.
От истории четырехлетней давности у Селюка осталась переписка с департаментом недвижимости, зафиксировавшая уверения последних о невозможности эксплуатации столь «древнего» здания. Мягко говоря, господа чиновники, отвечающие за недвижимость, врали. Особняк требовал, конечно, основательного ремонта, но отнюдь не сноса под песенку о его стопроцентном износе.
Свет в конце тоннеля появился с приходом нынешней городской администрации. Наконец-то в новые апартаменты переехала многострадальная подстанция скорой Центрального округа. После некоторой заминки все же появилось решение о передаче старинного особняка под будущий музей городского быта омичей. Этот момент можно смело назвать и личным триумфом Владимира Селюка, и торжеством здравого смысла, и победой всех омичей, неравнодушных к своей истории.
Так что же такое будет представлять собой музей городского быта?
Прежде всего это большое собрание свидетелей разных эпох, собранных воедино. Только свидетели эти — обыкновенные вещи, которыми пользовались наши предки. Они хотя и не имеют голосов, но рассказать о особенностях времени, привычках своих владельцев,- укладе их жизни могут очень многое. У Владимира Ивановича Селюка собрано более 60 тысяч единиц хранения, способных в полном объеме воссоздать бытовые особенности нашего города на протяжении трех столетий!
Кое-что омичи могли видеть на отдельных выставках, в создании которых участвовал Селюк. Теперь директор создаваемого музея быта по-настоящему засучивает рукава с одной мыслью: немедленно приступить к воссозданию исторического облика особняка, чтобы омичи, в первую очередь коренные, могли встретить 2008 год в залах особняка купчихи Козьминой. В планах создание на территории музея подворья с садом, погребов с припасами и винами, перенос сюда же памятника архитектуры с улицы Герцена, строительство подземного перехода, который свяжет эти два здания, и многое другое.
Можно не сомневаться, что музей станет центром притяжения и для молодого поколения омичей, для которых так важно знакомство с укладом жизни их далеких и близких предков. Зная неугомонный характер Владимира Селюка, можно быть уверенными, что жизнь в музейных стенах будет бить ключом и атмосфера здесь будет отнюдь не музейно-чинной. А это значит, что музей соединит надежным мостиком прошлое и настоящее, вчерашний день и сегодняшний. Всем нам будет интересно и полезно, оглянувшись в исторические дали, взять на вооружение лучшее из опыта духовной и материальной жизни созидателей и строителей города Омска.