ДОМ СДАЛ — ДОМ ПРИНЯЛ

Недавно администрация города Омска отпечатала тиражом 185 тысяч экземпляров и распространила среди населения внушительную брошюру, касающуюся способов управления многоквартирными домами

В ней содержится немало полезной для омичей информации, однако есть и подводные камни.

Прежде всего это касается процедуры передачи функций по управлению муниципальным жилым фондом той или иной организации. Правда, проект распоряжения мэра относительно данной процедуры еще только разрабатывается, однако первый заместитель главы муниципалитета Юрий Гамбург принципиально обозначил позицию мэрии.

Самое главное: она не считает муниципальное жилье муниципальным. Дескать, в ходе приватизации квартиры перешли в частную собственность, что уже является основанием для снятия их с баланса городских предприятий ЖКХ. Просто этого своевременно не сделали, но сейчас работа ведется ускоренными темпами.

За юридической казуистикой стоят очень важные вещи. Ведь если приватизированное жилье не считать муниципальным, то и передавать-то, по сути, нечего — процедура превращается в чистую формальность. Юрий Гамбург об этом говорит прямо: акты приема-передачи домов управляющим компаниям подписываться не будут. А раз не будет актов, значит, не будет и перечня недостатков, который муниципальные предприятия должны устранить, прежде чем передать дом под крышу новой управляющей организации.

Позиция, конечно, чрезвычайно удобная для чиновников, поскольку при таком подходе они в одночасье сбрасывают с себя ответственность за все «недоремонты» прошлых лет и предлагают гражданам самостоятельно привести доведенный до ручки жилой фонд в приемлемое состояние. Прекрасно притом понимая, что денег на это у граждан просто нет.

Правовая обоснованность подобного подхода как минимум сомнительна. Ведь большинство омичей многие годы исправно платило деньги за содержание и ремонт жилья. И к кому, — спрашивается, им адресовать теперь претензии, если в реальной жизни положенные услуги не оказывались? В ремонт подъезда моего дома, например, за последние 20 лет жилищная контора не вложила ни копейки. А деньги по графе «Текущий ремонт» получает ежемесячно. Кто за них отчитается?

Да, были времена, когда омичи платили 5,10, 50 процентов от себестоимости затрат на содержание жилья. Что вовсе не означает, будто услуги оказывались бесплатно. Доплачивали за нас бюджеты разного уровня, которые формируются из наших же налогов. А если недоплачивали положенное по закону — с кого надо спрашивать? Ответ очевиден.

И не случайно ведь до сих пор во всех официальных документах рядом со словосочетанием «жилой фонд» стоит прилагательное «муниципальный». Фактически он на данный момент таковым и является. Основное содержание затеваемой реформы как раз в том, чтобы передать жилой фонд из муниципального управления в управление собственников квадратных метров.

К сожалению, механизм передачи на федеральном уровне не прописан, но есть один любопытный документ — постановление правительства № 75 от 06.02.2006. Звучит оно так: «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом». Документ касается тех жителей, которые не определятся до начала следующего года со способом управления своей недвижимостью.

Так вот, данное постановление косвенно подтверждает, что сегодня за жилой фонд пока еще отвечает муниципалитет. К примеру, чтобы провести открытый конкурс по отбору достойной управляющей компании, мэрия должна скомплектовать целый пакет документов. Первый из них — акт технического состояния многоквартирного дома. Чрезвычайно важный пункт! А еще конкурсная комиссия должна сформулировать требования к претендентам в управленцы, после чего можно будет отобрать из них тех, кто предложит наиболее выгодные для собственников условия.

Правда, у неопределившихся жильцов будет одно ограничение — они не имеют права отказаться от подписания договора с предложенной мэрией управляющей компанией. Ну и что? Зато у людей появится хоть какая-то надежда на то, что переход жилья из одной формы управления в другую пройдет в относительно цивилизованном варианте. С фиксацией последствий всех многолетних недоремонтов и определенными обязательствами победившей на конкурсе управляющей компании. А кроме того, мэрия должна будет еще и контролировать деятельность назначенных ею управленцев.

Получается, для омичей выгоднее сегодня не проводить собрания, не принимать какие-либо решения, касающиеся выбора способа управления домом, а просто дождаться, когда придут с договором представители предложенной мэрией управляющей компании. Нелепо, конечно, но такова уж специфика наших реформ.