ВИКТОР ШРЕЙДЕР: «НЕПОСИЛЬНУЮ НАГРУЗКУ ПО КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ЖИЛЬЯ НЕЛЬЗЯ ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ НА ПЛЕЧИ НАСЕЛЕНИЯ

Последний месяц календарной осени преподнес омичам сюрприз, последствия которого городским властям пришлось разгребать, в прямом смысле этого слова, несколько дней

Обильный снегопад стал, пожалуй, одной из самых обсуждаемых в городе тем. Но власти с поставленной природой задачей, как видим, справились. И разговоры на эту тему постепенно сошли на нет. Однако помимо природной стихии горожан волнует и другая — стихия растущих цен и тарифов на услуги ЖКХ. Впрочем, как сообщил на состоявшейся традиционной пресс-конференции мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР, какого-либо на самом деле стихийного роста не происходит. Отвечая на вопрос корреспондента «Третьей столицы», градоначальник так пояснил ситуацию:

— Федеральным правовым актом предельный рост тарифов для Омской области установлен на уровне 19 процентов. По городу же Омску рост тарифов составит 13,1 процента. Если говорить конкретно, то за тепло омичам придется на 8 процентов платить больше. Но вот за сжиженный газ, пропан-бутан, Федерация предусмотрела повышение на уровне 30 процентов. И это решение, еще раз повторю, принято не нами, не субъектом Федерации, а федеральными органами.

Повышены будут тарифы и за пользование холодной и горячей водой. И связано это опять же с требованием федерального законодательства перейти от перекрестного субсидирования, при котором население от реальной стоимости услуги платило лишь десять процентов, а 90 доплачивали предприятия, к оплате реальной стоимости услуги. В прошлом году рост тарифов по оплате населением горячей и холодной воды составил чуть более 50 процентов.

В 2007 году повышение произойдет еще на 45. Фактический же уровень платежей населения за эти услуги будет находиться на уровне 60 процентов от экономически обоснованного тарифа. Но в общем объеме платежей плата за воду составляет примерно шесть процентов, поэтому в целом рост тарифов для населения и составит те самые 13 процентов.

И коль речь зашла о тарифах и ценах, то здесь невозможно обойти стороной вопрос, касаемый главного финансового документа города — бюджета-2007, проект которого вынесен на обсуждение. Причем не только депутатами городского совета, как это было прежде, но и впервые — на публичные слушания. По сравнению с бюджетом нынешнего года к бюджету следующего прибавится еще два миллиарда рублей, а его доходная часть составит 9 миллиардов 13 миллионов. Кроме того, в городском бюджете предусмотрены субсидии и субвенции из областного бюджета в сумме 2 миллиарда 690 миллионов рублей, что составляет 29% от общей суммы доходов городского бюджета. На нужды города Омска будет потрачено 9 миллиардов 555 миллионов рублей. Причем львиную долю — 62% — здесь занимают средства на выплату заработной платы бюджетникам. В реальном исчислении это 5 миллиардов 934 миллиона.

Высказал Виктор Шрейдер свое мнение и относительно не менее важной темы: выбора населением формы управления своим жильем. Будь то управляющие компании, ТСЖ или ЖСК. По его мнению, население здесь еще не готово определиться. И главная тому причина — невыполнение государством своих обязательств перед населением в части ремонта жилого фонда. Так, только по городу Омску объем недофинансирования по капитальному ремонту составляет 25 миллиардов рублей. И по мнению мэра, эту непосильную нагрузку нельзя перекладывать на плечи населения, К этому можно добавить, что только 11 процентов омичей на сегодня определились с формой управления своим жилым фондом. Все прочие свой выбор не сделали. И такая ситуация складывается не только в Омске. Поэтому совершенно логичен шаг Государственной думы, которая внесла на обсуждение поправки в Жилищный кодекс, предусматривающие очередной перенос сроков введения этого положения на год.

Изменится ли что-нибудь за этот год? Сказать трудно. По крайней мере, голос с мест в Федерации звучит все громче. И там главы муниципалитетов встречают понимание. Но помимо этого хотелось бы, чтобы и правительство взяло на себя ответственность за состояние жилищного фонда в регионах. И эту ответственность подкрепило бы материально. Что касается муниципалитета города Омска, то им в проекте бюджета будущего года на капитальный ремонт жилья предусмотрено 106 миллионов рублей.

— Свою составляющую мы выделяем полным рублем, хотелось бы, чтобы и вышестоящие органы власти нашли в своих бюджетах средства на выполнение этой государственной функции.

Не менее важно выполнение и другой государственной функции — строительство дорог. Отрадно, что на эту извечную российскую беду обратили, наконец, свое внимание и президент, и правительство. Так, принято решение о выделении городам-миллионникам по миллиарду рублей на развитие их дорожной инфраструктуры. Омские власти предоставили пакет проектно-сметной документации на расширение и реконструкцию основных дорог. И теперь есть реальная надежда на то, что этот миллиард мы все-таки получим. Если это произойдет, то станет хорошим подспорьем, а предусмотренные на эти цели средства городского бюджета будут перераспределены. В том числе и на ремонт дворов и межквартальных проездов. Впрочем, вне зависимости от того, будут выделены федеральные деньги или нет, в следующем году городской бюджет на программу «Городской двор» каждому округу выделит по 20 миллионов. Что, надо полагать, в значительной мере решит проблему «проезжести» и проходимости наших разбитых дворов.

Как известно, 17 марта 2007 года в Омске и области пройдут выборы в Законодательное собрание и городской совет. И от того, какие люди займут депутатские кресла, во многом будет зависеть жизнь всего региона. Обеспокоенная ситуацией, складывающейся вокруг избирательной компании, инициативная группа омичей предложила создать общественное движение под названием «Омская инициатива», которая намерена на основе высказанных горожанами предложений сформулировать по-настоящему народную программу, должную стать основой деятельности будущих депутатов. К созданию такого движения Виктор Шрейдер отнесся с пониманием:

— Там, где жители готовы активно участвовать в общественных процессах, которые происходят на территории города, — любая инициатива полезна. И эту инициативу мы будем поддерживать в рамках тех полномочий, что у нас есть.

А вот другая инициатива, связанная с решением депутатов городского совета нынешнего созыва, у мэра вызывает недоумение. Речь идет о ставке земельного налога под частными гаражами. Ставка этого налога до недавнего времени составляла 1 процент от кадастровой стоимости земли под гаражом. На одном из последних заседаний депутаты снизили ее до 0,3 процента. И все бы ничего, не введи они действие этой нормы с января этого года. И получился правовой нонсенс, когда закон обретает как бы обратное действие. И как быть тогда с теми, кто этот налог уже заплатил по ставке 1 процент? Ведь механизм возврата переплаченных денег закон не предусматривает.

— К сожалению, представительный орган власти, принимая решение, не всегда заботится о правовой чистоте этого решения, — резюмировал мэр.