Открылась она в Кадетском корпусе, продолжилась — в танковом инженерном институте. Сюда приехали ведущие специалисты Министерства обороны и промышленных гигантов оборонного комплекса страны. Главная тема форума: разработка новых моделей и модернизация техники, стоящей сегодня на вооружении в Российской армии.
Почему «Броня-2006» проходит в Омске? Наш город всегда числился в авангарде производителей бронетанковых машин. Чего стоят, например, такие предприятия и организации, как Конструкторское бюро транспортного машиностроения, «Омсктрансмаш». Плюс к этому разработаны научная и испытательная базы: танковый институт и 242-й учебный центр ВДВ. У нас выпускаются основа танковых войск России — Т-80У, а также новейшие модели — такие, как «Черный орел». Сюда стоит добавить транспортировочные машины и современные системы радиоэлектроники. Не стоит забывать, что именно в нашем городе уже 10 лет проходят международные выставки вооружения сухопутных войск «ВТТВ-Омск». Да и на конференцию «Броня» представители армии и науки приезжают уже третий раз.
— У вас в Омске сконцентрированы и наука, и производство. Здесь есть все условия, чтобы мы получали от вас отличную технику, — обратился к участникам «Брони-2006» первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Минобороны России Юрий КОВАЛЕНКО.
Генерал-лейтенант Коваленко отметил, что сегодня важно выработать единую концепцию развития бронетанковой техники, услышать предложения непосредственно от ее разработчиков и конструкторов, чтобы сориентироваться на мировом рынке и повысить конкурентоспособность отечественных гусеничных и колёсных машин. Выполнить эти задачи как раз и должны помочь военные инженеры и конструкторы оборонных предприятий Омска, Москвы, Ростова, Нижнего Тагила и других городов. Стране нужны новейшие танки. По очередной, третьей программе госвооружения готовится крупномасштабная замена устаревшей техники.
— Роты, батальоны, полки техники — вот отличие новой программы вооружения, — рассказывает заместитель главнокомандующего Сухопутных войск России Юрий БЫЧКОВ.
Судя по докладам участников, изменения пройдут уже в ближайшее время. Танки будут выпускать на едином шасси. Скорее всего, этим займется Нижнетагильский «Уралвагонзавод». Омское конструкторское бюро транспортного машиностроения завершило в кратчайшие сроки разработку единого гусеничного шасси для транспортеров на базе комплектующих танков Т-80 и Т-90. К серийному производству подготовлены уникальный бронированный транспортер, а также бронированная машина разведки «Скорпион», суперсовременные боевые машины десанта и поддержки танков.
Внимание «Броня-2006» уделила и минусам. В последние 15 лет Россия редко брала зарубежные заказы на восстановление подержанной советской техники. Зато огромные деньги за ремонт старых танков получают заводы Украины, Белоруссии и Китая. Что мешает делать это отечественным предприятиям? Тот же омский КБТМ сейчас готовится к тендеру по модернизации и поставке запчастей к танкам Т-55 и Т-62, экспортируемым в армии стран третьего мира. И по мнению генерального директора — главного конструктора Игоря ШУМАКОВА, омичам удастся выиграть 90% от заявленного объема.
Дело не только в прибыли. До перестройки большую часть колесной военной техники производили на украинских предприятиях. После распада СССР Российская армия попала в зависимость от соседей. Поэтому стоит задача полностью переориентироваться на потенциал Урала.
Все участники конференции отмечают: пора перестать говорить о конверсии ВПК. «Оборонка» под пристальным вниманием правительства страны, госзаказ вновь увеличивается. Пришло время объединяться. Интеграция предприятий военпрома идет полным ходом. В холдинги входят или вот-вот войдут ОМПО им. Баранова, «Автоматика», «Полет» и другие омские заводы. Например, Центральный научно-исследовательский институт радиотехники имени академика Берга (Москва) выпускает комплексы противодействия управляемым снарядам и ракетам. Московские ученые тесно сотрудничают с омичами. Генеральный конструктор ФГУП «ЦНИРТИ» Юрий ПЕРУНОВ перечисляет: работаем с ЦКБ «Автоматика», НПО «Автоматика», танковым институтом.
Еще один главный практический вопрос конференции: сделать бронетехнику максимально мощной и защищенной. Выводы делаются на примерах локальных войн. Последние конфликты на Ближнем Востоке показали: техника новая, ошибки старые. Во время войны в Ираке практически любую машину выводили из строя за несколько минут, особенно в условиях города. Другой пример: израильский танк «Меркава» считается одним из самых мощных в мире. Однако ошибки штабистов привели к потере 164-х боевых машин от ливанских гранатометов и управляемых ракет.
— Плохо они учитывали наш горький опыт первой чеченской кампании, — замечает генерал-лейтенант Юрий КОВАЛЕНКО, первый заместитель начальника главного автобронетанкового управления Минобороны России. Нельзя танки вводить в близкое соприкосновение.
Решить проблему технически вполне возможно. Главную опасность для брони представляют противотанковые орудия с различными системами наведения. Необходимо вовремя эти системы выявлять и обезвреживать. Для этого нужны специальные датчики, которые находят излучение самой разной частоты от лазера до ультрафиолета. Кстати, этим вопросом также занимаются омское ЦКБ «Автоматика» и Омский танковый инженерный институт. Его специалисты создали и успешно испытали в этом году дымовые шашки с радиопоглощением, которые делают невозможной работу всех систем наведения в радиусе своего действия.
Последние разработки показали пока только на экране проектора. Часть из них увидеть воочию можно будет летом. Причем не только специалистам, но и всем омичам. Новейшие образцы российской брони будут представлены на международной выставке вооружений Сухопутных войск «ВТТВ-Омск-2007».
Танки и бронетранспортеры встанут у гипермаркета «Континент», а в новом выставочном комплексе на Левобережье откроют экспозиции стрелкового оружия, амуниции и электроники. Здание уже построено. На днях запустят тепло, и мастера начнут отделку помещения. В январе приступят к отделке фасада.
Что представит на выставку омская «оборонка», пока точно не известно, Москва еще не утвердила полный список техники. Возможно, часть новейших разработок к июню еще останется в секрете. Но танк «Черный орел» стопроцентно продемонстрирует свои возможности.