Генеральная прокуратура РФ начала новый этап войны с коррупцией. Эхо этой войны докатилось и до Омска. Недавно городская прокуратура проверила омских чиновников на предмет соблюдения законодательства о муниципальной службе. И как результат — несколько работников окружной администрации уволены с занимаемых постов. Рассказывает старший помощник прокурора города Максим КОТИН.
— Я занимался проверкой соблюдения законодательства о муниципальной службе в администрации города. Там работают порядка полутора тысяч человек. Мы обнаружили множество нарушений. Поступая на муниципальную службу, гражданин уже не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме как педагогической, научной и творческой. Проще говоря, он может вести занятия в вузе, работать над диссертацией, писать книгу, наконец. Но если чиновник занимается коммерческой деятельностью, то это расценивается как прямое нарушение закона, которое строго наказывается. По статье 289 УК РФ «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» предусмотрена мера наказания в виде лишения свободы до двух лет.
— Прокуратуре удалось вывести на чистую воду бизнесменов-чиновников?
— Мы установили, что как минимум двадцать служащих мэрии на момент проверки являлись индивидуальными предпринимателями или руководителями и учредителями различных организаций. Например, один чиновник арендовал торговые точки на рынке. Другие в документах числились руководителями строительных и аудиторских фирм. В основном эти должностные лица имели причастность к малому и среднему бизнесу.
— Эти люди пришли работать в органы местного самоуправления, будучи бизнесменами?
— Да. При поступлении на муниципальную службу некоторые из них руководили коммерческими организациями. Так, например, начальник одного из отделов администрации Октябрьского округа держал две торговые точки на рынке «Чкаловский», которые были оформлены на другое лицо. Однако продавцы, непосредственно работавшие за прилавками, хорошо знали в лицо своего истинного начальника. Чиновник ежедневно приезжал на рынок, чтобы забрать выручку. Опрошенные продавцы пояснили, что именно он привозил им товар и каждый день забирал выручку, полученную от продажи.
— То есть с девяти до восемнадцати часов он муниципальный служащий, а с восемнадцати до двадцати — бизнесмен?
— Сразу после того, как нами был обнаружен данный факт, этот муниципальный служащий был уволен с работы.
— А как объясняют свою коммерческую деятельность сами чиновники?
— Мы требовали с них разъяснений, Но все как один утверждают, что предпринимательскую деятельность давно оставили и бизнесом больше не занимаются. Но по документам они по-прежнему числятся индивидуальными предпринимателями либо руководителями и учредителями коммерческих организаций.
— Насколько высокие посты занимают эти чиновники?
— Самые разные: от рядовых сотрудников отделов городской и окружной администрации до начальников департаментов.
— Какие еще нарушения вы обнаружили в работе муниципальных служащих?
— Несвоевременная подача декларации о полученных доходах и об имуществе. Заканчивается 2006 год, а некоторые служащие на момент проверки не подали отчет даже за 2005 год. Только прокурорская проверка фактически заставила некоторых чиновников выполнить свои прямые обязанности и предоставить декларации в налоговые органы. И тут мы обнаружили очень любопытные факты. Некоторые муниципальные служащие не включали в декларацию квартиры, земельные участки, гаражи и прочую недвижимость. По результатам проверки внесено шесть представлений мэру города и руководителям пяти департаментов и управлений администрации города. Позиция мэра города была принципиальной: девять муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности, несколько человек были уволены.