С Рамилем Сабировым, художником городского музея искусств, и познакомилась
в конце прошлого года. Он с воодушевлением вырезал фигуры изо льда, которые потом украсили площадь возле нового здания театра «Арлекин». Удивительно,
но и в этом году мы встретились с ледяных дел мастером на этой же самой площади. Как и в прошлом году, ледяную экспозицию здесь создает дружный коллектив из трех человек. На весь процесс ваяния отведена ровно неделя — ледяные фигуры должны быть закончены 22 декабря.
— Рамиль, расскажите, чем в этом году порадовали омичей?
— Здесь, на площади возле театра «Арлекин», изо льда были вырезаны традиционные фигуры Деда Мороза и Снегурочки. Кроме того, шесть ледяных елок, как и в прошлом году, окружат живое дерево. Единственное отличие — в этом году фигуры были объемнее и выше.
— В прошлом году, помнится, был замечательный лед. В этом году материал по качеству хуже или такой же?
— Качество льда в этом году хуже, на нем сказались погодные условия — перепады температуры. В прошлом году лед был прозрачным до такой степени, что в нем были видны улитки, водоросли. А в этом году он весь в пузырьках воздуха и мутнее. Обработку, конечно, такой лед выдерживает. Единственное, на чем скажется качество льда, — это внешний вид уже готового изделия. Но, думаю, омичам все же жаловаться не стоит. К примеру, из-за тех же аномальных погодных условий льда вообще нет в европейской части страны.
— Но ведь погода в последнее время весьма неустойчива и у нас. Вы не боитесь, что после одной из оттепелей вся работа пойдет насмарку?
— Страх, конечно, небольшой есть. Но мы стараемся утешать себя тем фактом, что мы живем все-таки в Сибири, а не в европейской части России.
— Рамиль, как вы думаете, ваяние ледяных скульптур — это серьезное искусство?
— Да, если мы говорим об этом искусстве в мировом масштабе. У нас, к сожалению, к ледяным изваяниям относятся несерьезно. За рубежом ледяные скульпторы соревнуются между собой на специальных конкурсах: используя определенное количество материала, мастера в течение определенного времени создают шедевры.
— А дорастет ли Омск до ледяных отелей и ресторанов, благо, климатические условия позволяют?
— В Омске все только начинается. Пока можно прогнозировать: с каждым годом халтуры будет меньше, и будут цениться настоящие мастера льда. Да и требования к ледяным скульптурам повысятся. В общем, время покажет. Что же касается масштабных ледяных проектов, то в реальности в нашем городе это воплотится лет так через 10-20. Понимаете, все зависит не только от желания или нежелания скульпторов делать такие проекты. Это довольно тяжелая физическая работа, она должна достойно оплачиваться. Если появится желание увидеть нечто масштабное, и этот труд будет оплачен, то почему бы и нет?
— Рамиль, расскажите, как создаются ледяные скульптуры?
— Скульптура выходит превосходной, прежде всего, благодаря хорошему качеству льда. Под хорошим льдом мы понимаем толстый (25 сантиметров толщиной) и прозрачный лед.
Второе важное условие — лед обязан проявиться во всей своей красоте точно так же, как металл или дерево. Для создания полноценного образа мы используем подсветку. Фигура смотрится просто великолепно, если она подсвечивается снизу!
Красота фигуры также зависит и от качества кладки ледяных блоков. Как правило, мы создаем скульптуру не из цельной глыбы, а из блоков (60 сантиметров в длину и 30 в ширину), которые подгоняются друг под друга. И только после такой подгонки скульптор начинает ваять фигуру.
— Как я понимаю, лед — весьма специфический материал?
— Вы абсолютно правы! Со льдом работать и интересно, и сложно. Это — уникальный материал: одновременно и хрупкий, и твердый. Со временем у тех, кто работает со льдом, появляется умение работать бережно, так рассчитывать расстояние между блоками, чтобы на лице фигуры не было швов.
— Рамиль, какие фигуры сложны в работе: большие или маленькие?
— Сложнее и интереснее всего вырезать барельефы, в этом случае прозрачность материала начинает работать на отрицательность. К ним долго приходится подбирать подсветку, чтобы барельеф читался.
— Что бы вы хотели создать изо льда?
— Ледяной дворец. В точности такой, какой делали в старину на Руси. В натуральную величину, с башенками и с подсветкой.
— Рамиль, я знаю, что ледяное искусство, увы, сезонная работа. Но что оно значит для вас?
— Это еще одна ипостась таланта. Заставить материал работать, даже если этот материал лед, — что может быть интереснее!
— Чем или кем являются для вас ледяные скульптуры? Весной их не жалко?
— Наверное, это дети… Жалко, конечно, когда вандалы их разрушают. А когда приходит их время растаять, то нет. Ведь они выполнили свое предназначение — доставили радость детям и взрослым. И, как все живое и неживое в этом мире, должны уйти.
— Рамиль, чтобы вы пожелали жителям нашего города в канун Нового года?
— В последнее время мне очень часто приходится сталкиваться с хамством. Поэтому я пожелал бы омичам быть чуточку внимательнее друг к другу. Если мы будем добры друг к другу, то и мир от этого станет немного добрее.
— Был ли для вас этот год удачным?
— В каких-то вещах достаточно удачным, в каких-то нет. Планировал в этом году свою персональную выставку, не получилось по ряду причин. Надеюсь, что в следующем году это желание исполнится. Год был разным: были и черные, и белые полосы — от этого никто не застрахован. Чтобы понять белизну белого снега, надо увидеть, как он падает на грязную землю…