По словам омского скульптора Сергея Норышева (автора знаменитой «Любы» и «Степана» на улице Ленина), раньше существовала специальная программа скульптуры городской среды. Из бюджета на этот вид искусства выделялись деньги. А вот сегодня, по мнению специалистов, в омской скульптуре произошел заметный спад. Наши художники предоставлены сами себе. Их идеи редко находят воплощение, хотя почти всегда на «ура» принимаются местными властями.
Так, на улице Богдана Хмельницкого напротив администрации Октябрьского округа чуть было не появился памятник украинскому Пушкину — Тарасу Шевченко. В перспективе здесь планировалось разбить парк с двумя фонтанами (с Днепровской и Иртышской водой), которые символизировали бы единение двух славянских народов. По этому поводу в марте 1999 года был отслужен молебен и возложены цветы к камню в основании будущего памятника Шевченко. Однако табличку с камня давно сорвали вандалы, а само изваяние в Омске так и не установили.
— Обещанного три года ждут, а мы ждали 11 лет, — говорит автор монумента Анатолий Цимбал. — В итоге памятник «ушел» в Сургут: его купил местный бизнесмен и подарил любимому городу.
«Уехал» из Омска и оригинальный металлический трон, который еще недавно красовался на улице Валиханова напротив магазина «Голубой огонек». Оплатить работу нашего мастера Александра Капралова (автора знаменитого «Колеса жизни», что украшает фойе тетра кукол «Арлекин»), омская администрация не посчитала нужным, поэтому сегодня это произведение радует новосибирцев.
Не нашлось денег и на возведение на левобережье, недалеко от Христо-Рождественского собора, памятника Кириллу и Мефодию. Монументы славянских первоучителей в рабочей модели, принадлежащей руке Цимабала, очень понравились митрополиту Феодосию. Отпугнула стоимость работы — пять миллионов рублей.
— Цена могла быть гораздо меньше, если бы вместо бронзы Феодосий предпочел, к примеру, чугун, — отметил автор.
Мало кому известно, что помимо «Дон Кихота» на площади у ТЮЗа планировалось установить скульптурную композицию, состоящую из Санчо Панса, упрямого осла и большой ветряной мельницы. Таким образом, в едином стиле было бы организовано все пространство у главного входа в театр. А вот на улице Лермонтова, напротив особняка Сорокина хотели возвести памятник этому писателю, хотя и своеобразный: в виде короля, восседающего на жуке-скарабее. Именно такой, по словам омского депутата Ивана Викторова, писатель видел скульптуру «имени себя».
Двухметровая статуя сегодня могла бы возвышаться между фонтаном и главным входом Музыкального театра. От идеи установить скульптуру музы, держащей в руках арфу, директор Борис Ротберг был в восторге. Он даже пообещал выделить на её воплощение средства. Но вскоре была затеяна реконструкция театра, и Муза «отошла» на последний план. А ведь скульптура, несомненно, могла бы быть «лицом» театра. Как считают многие омские художники, сегодняшний архитектурный облик Музыкального театра больше напоминает спортивное заведение.
Возможно, в ближайшее время в нашем городе все-таки появится новый памятник — Ермаку, покорителю Сибири. Представители местного казачества вызвались сделать такой подарок родному Омску. Уже и место выбрано — в сквере у Свято-Никольского собора.