12 января исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого, конструктора, основоположника отечественной практической космонавтики
НАЧАЛО ПУТИ
Сергей Павлович Королев родился на Украине, в городе Житомире. В1922-1924 годах учился в Одессе, в строительной профшколе, одновременно занимался в планерном кружке морского порта. Потом поступил в Киевский политехнический институт. Но в 1926 году перевелся на вечернее отделение Московского высшего технического училища. С 1927 года работал в авиационной промышленности. Одновременно с МВТУ окончил Московскую школу летчиков-планеристов.
После знакомства с К.Э. Циолковским и его работами Королев увлекся идеями создания летательных аппаратов ракетного типа. В 1931 году совместно с Ф.А. Цандером участвовал в организации Группы изучения реактивного движения, которую и возглавил. В мае 1933 года после образования Реактивного института Королев стал заместителем директора по. научной %;, части, а с начала 1934 года «руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. В том же году вышла его книга «Ракетный полет в стратосфере».
В ЖЕРНОВАХ РЕПРЕССИЙ
27 июня 1938 года Сергей Павлович был арестован по сфабрикованному делу — якобы за участие в антисоветской террористической организации и за срыв обработки и сдачи новых образцов вооружения. В застенках Королева подвергли жесточайшим избиениям. 27 сентября Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила его к 10 годам тюремного заключения, 1 июня 1939 года Королев был отправлен на Колыму. Он оказался в лагере, на золотом прииске Мальдяк, в районе бухты Нагаева. Условия жизни — за пределами здравого смысла. Люди умирали один за другим. Из шестисот «старателей» Мальдяка до весны 1940 года дожили сто. Вряд ли среди выживших оказался бы Королев, если бы в декабре 1939-го не пришло предписание отправить его в Москву.
За освобождение Королева хлопотала мать, М.Н. Баланина. Она писала и посылала телеграммы Ежову, Берии, Сталину. По ее просьбе заступились прославленные летчики-герои В.С. Гризодубова и М.М. Громов. Их усилиями Королев был возвращен с прииска Мальдяк. И еще помощь пришла… из-за колючей проволоки. Заключенный Туполев, начиная работу на окраине Москвы, в Болшево, над проектом нового бомбардировщика, потребовал вернуть из лагерей специалистов-авиационщиков. В том списке значилась и фамилия Королева. Туполев был руководителем дипломного проекта студента МВТУ Королева. Так в 1940 году Сергей Павлович был отозван в Москву в связи с пересмотром уголовного дела: срок заключения изменили с 10 до 8 лет. Когда Королев оказался в конструкторском бюро Туполева и увидел 150 представителей советской авиашколы, то его первой мыслью было: «Кто же остался на воле, если все здесь?..»
На новом месте заключения, в ЦКБ-29 НКВД СССР, так называемой «шараге», под руководством Туполева Королев принимал активное участие в создании и производстве нового самолета Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды нового варианта ракетного перехватчика,
В Болшево не было условий для опытного производства. Поэтому заключенных вскоре перевели в Москву, на завод № 156, здесь же и поселили.
А вскоре началась Великая Отечественная война…
ЭВАКУАЦИЯ В ОМСК
По решению правительства первыми из промышленных предприятий на восток эвакуировались авиационные заводы. Уже в середине июля на станцию Омск-Товарный прибыли эшелоны с оборудованием опытного завода № 156 из Москвы. Сотрудников КБ везли отдельно. Несколько дней специалисты-заключенные (в том числе Королев) провели в переполненной омской тюрьме, затем их временно разместили в деревянном здании школы № 72, позднее поселили в двухэтажном кирпичном доме под номером 24 по улице 2-я Транспортная (сегодня в этом здании детская поликлиника). В то время это была окраина города. Помимо 156-го, из Москвы прибыл и завод № 81. Оба предприятия влились в сооружаемый в городе самолетостроительный завод № 166 (ныне АКО «Полет»), Он разместился на площадях автосборочного (его начали возводить до войны), филиала Горьковского автозавода. Руководящую роль на 166-м играло КБ Туполева.
Первоначально Королев работал в бригаде крыла (конструкторское бюро размещалось в здании нынешнего Иртышского речного пароходства — пр. Маркса, 3). На работу заключенных-конструкторов возили на грузовике, а иной раз на городском трамвае. Группу из 40 человек сопровождали всего два охранника.
Позднее Туполев назначил Королева помощником начальника цеха по изготовлению фюзеляжа для первого серийного бомбардировщика Ту-2. В сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый самолет. По поручению Туполева этими работами управлял Сергей Павлович, конструктор с ярко выраженными организаторскими способностями. Он был назначен заместителем начальника цеха по подготовке производства. Несмотря на исключительную занятость на основной работе, Королев находил время трудиться над созданием радиоуправляемой ракеты. Даже в таких тяжелых условиях он хотел сделать что-то полезное для Родины, для мирного завтра. Он служил науке, своему народу. Осенью 1942 года Королева перевели в Казань, в ОКБ при моторостроительном заводе № 16, которое возглавлял В.П. Глушко. Королев стал его заместителем. Там же 27 мая 1944 года Сергей Павлович получил свободу. Он провел в заключении 6 лет и 1 месяц.
СЛОВО МЕМУАРИСТА
Ветеран завода № 166 — ПО «Полет» М. Трайбман вспоминал (записи находятся в заводском музее трудовой славы); «Королев зашел к нам в техбюро, энергичным, чуть глуховатым голосом поздоровался со всеми и, подсаживаясь по очереди к каждому, стал знакомиться. Коренастый, широкоплечий, чуть ниже среднего роста и немного сутулый. Красивая голова сидела на короткой шее, высокий лоб с намечающимися залысинами, черные густые волосы зачесаны назад, с кое-где начинающейся сединой. Особенно запомнились глаза — серьезные, проницательные…
Выдавая задания техбюро цеха, требовал беспрекословного и четкого выполнения. Ругал тех, кто не выполнял задания, говоря при этом: «Если что не получается, приходите ко мне, вместе найдем решение».