Когда в январе 2002 года я работал над статьей по истории омского кино, то думал, что вобрал в нее все более-менее интересные факты, в том числе и редкие, никогда раньше не публиковавшиеся. Например, о том, как дамы падали на киносеансах в обморок. Сообщая об этом, газета «Омский телеграф» 100 лет назад писала: «Во время демонстрации картины «Смерть герцога Ангиенского» одна из зрительниц упала в обморок. Даму вынесли из зала. Когда она пришла в себя, то рассказала, что жизненность картины так на нее подействовала, что нервы ее не выдержали».
Но оказалось, что историю омского кино я все же раскрыл не полностью. Подсказали читатели, чьи отклики пошли сразу же после публикации статьи «Первое впечатление было равносильно шоку».
Первой позвонила в редакцию Фаина Никитична Белан. Она по-своему объяснила факт обморока. Дескать, всему виной была тогдашняя мода на тугие женские корсеты. Дама разволнуется, глубоко задышит грудью, а тугой шнурованный корсет мешает продвижению воздуха в кровь. «Ах!» — и обморок.
«А еще, — сказала наша читательница, — в кинотеатрах было очень душно, особенно жарким летом. Отсюда и обмороки».
Верно. Газета «Омский вестник» в 1909 году писала: «Кинематограф посещается публикой усердно, но до сих пор не устранены два крупных недостатка: дамы в зрительном зале сидят в шляпах, которыми заслоняют картины, затем, несмотря на устройство вентиляции, в зале сильная жара и приходится париться в собственном соку. Если невозможно устранение второго недостатка, то первого очень легко, на что и необходимо обратить внимание».
Как видите, один факт «зацепил» другой, а вместе они дают более емкую картину, полнее освещают проблемы омского кинематографа.
Так было в начале века. Но так было и полвека спустя, до изобретения кондиционеров и строительства новых кинозалов с круто поднимающимся к задним рядам полом. . Первым омским кинотеатром с таким полом был, помнится, «Кристалл». А в старых кинотеатрах еще сравнительно недавно смотреть фильмы было сущим мучением. Например, в «Победе» (он находился в здании нынешней Никольской казачьей церкви) все кресла стояли на одном уровне и нередко сзади сидящие просили тебя, а ты просил впереди сидящего человека подвинуться чуть в сторону, чтобы был виден экран. А деревянный кинотеатр «Луч», что стоял в своем время на Герцена, зимой промерзал так, что сидеть без шапки было нельзя. И эти шапки загораживали всю перспективу.
Впрочем, для настоящих киноманов все это было мелочью. В 50-60-е годы телевизоры были не у всех, и народ валом валил в кинотеатры. К тому же все новые фильмы шли сперва в кинотеатрах и только потом (иногда через год-два) показывались по телевизору.
А где скопление народа, там нередко промышляли воры. Наш читатель Иван Иванович Затонщиков рас сказал в своем письме, что сам видел как в 1962 или 1963 году в кинотеатре «Маяк» схватили за руку такого карманника — щупленького паренька в кепочке — и сдали милиции. «Неплохо было бы рассказать в последующих статьях и об этой печальной стороне истории. Меня, например , обворовывали в кино дважды»-пишет он.
Настоящее засилье карманников было в наших кинотеатрах до революции. Сошлюсь снова на газету «Омский вестник» за май 1909 года. В короткой заметке «В кинематографе» сообщалось: «Постоянные жалобы посетителей на чистку карманов любителями чужой собственности в залах кинематографа заставили администрации повесить на стенах залов дощечки, гласящие: «Берегите карманы». И публика бережет: держит кошелек в руках, а иначе при такой давке и толкотне уберечься нельзя».
Худая слава была в этом отношении у «Гиганта» — одного из самых больших в городе кинотеатров, где перед сеансом всегда играл прекрасный оркестр, Его здание было построено еще в 1916 году почти напротив кинотеатра «Художественный» (ныне Органный зал), а снесено после войны, в конце 40-х годов, когда во время ремонта на чердаке «Гиганта» нашли трупы истерзанных детей. Группа подонков заманивала туда пацанов, издевалась над ними, убивала, а вещи продавала на базарах и толкучке.
Эту историю я слышал еще в детстве от своих, родителей, которые предупреждали, чтобы в кинотеатрах я не соблазнялся никакими заманчивыми предложениями, исходящими от чужих людей. А после выхода моей статьи про кино об этой трагедии напомнил старый коммунист Валентин Андреевич Колупаев, к сожалению, ныне покойный. Он же подсказал полистать подшивку «Омской правды» за конец 40-х годов, где была опубликована заметка о суде над детоубийцами.
Эту заметку я нашел. Там сказано следующее: «На днях Омским областным судом рассмотрено уголовное дело бандитской группы, занимавшейся грабежом и убийством детей. Расследованием установлено, что главарь банды Воробьев дезертировал с производства и не участвовал в общественно-коллективном труде, разъезжал по различным городам, занимался кражами. Вернувшись в Омск в октябре прошлого года, по предложению своей матери Беляевой, Воробьев организовал бандитскую группу в количестве 1 б человек. Организовавшаяся бандитская группа поставила своей целью добывать средства за счет ограбления детей. Между участниками банды были распределены роли: одни из них заманивали детей бесплатным просмотром кинокартин, шоколадом и другими детскими соблазнами, а другие довершали злодеяние. Применялись и орудия запугивания детей. Областным судом все привлеченные к уголовной ответственности признаны виновными. Бандиты Воробьев, Беляева, Фадеев, Королев, Белозеров, Соломин, Богданов, Зотов, Ильиных и Рузских осуждены к высшей мере наказания — расстрелу, остальные шесть человек участников банды — к 10 годам лишения свободы»
Вот такая жуткая история. Добавлю только, что «Гигант» стал страшным местом, в него перестали ходить и вскоре кинотеатр закрыли и снесли.
А еще в той первой статье я упустил главное — как все начиналось. И об этом тоже подсказали читатели. Тем более, что и причина веская: 1 2 января этого года исполнилось ровно 110 лет со дня первого в Омске киносеанса.
Восполняю пробел. И вновь сошлюсь на старую газету — теперь «Степной край» за 1 б января 1897 года. «В воскресенье, 12 января, — писала газета, — в манеже демонстрировался кинематограф, последнее изобретение Эдиссона, который давал на большом экране изображения ДВИЖУЩИХСЯ предметов в их натуральную величину. Были демонстрированы пять картин: 1} «Человек-змея», гимнастическое упражнение на трапеции, 2) «Столярная мастерская», 3) «Купальня», 4) «Улицы Парижа» и 5) «Приход поезда ж. д.» От всех картин получилась иллюзия, которая должна быть полною, когда будет применено в кинематографии цветное изображение. После каждой картины публика громко аплодировала изобретению Эдиссона и просила повторения. Была повторена 3-я картина «Купальня» Манеж был полон, как никогда.
Было много учащихся и детей. На этот раз пришлось особенно пожалеть ту публику, которая явилась в манеж посмотреть знаменитое изобретение Эдиссона и в то же время была вынуждена предварительно терпеливо лицезреть на сцене довольно неудачное (чтобы не сказать более) исполнение труппою антрепренера Мирова «Наталки-Полтавки».
Что за манеж? Где он находился? Манеж для выездки верховых лошадей находился тогда в самом центре города, примерно там, где стоит сейчас школа-гимназия № 19. По вечерам, чтобы большое крытое здание не простаивало, его использовали как театральное помещение.
А на днях омич Николай Седых принес в редакцию фотографию.
«Никакого отношения к кино, -о бъяснил он, — ни я ни мой отец не имели и не имеем. Эту фотографию подарил отцу его друг- работник кинофикации. Но отец давно умер, и теперь уточнить фамилию этого человека не у кого. Где и когда сделан снимок, я не знаю. Но мне кажется, что в Омске в конце 40-х годов».
Одна надежда — на наших читателей. Может, кто узнает этого работника кинофикации и расскажет о нем. Ведь старых фотографий по истории кино совсем немного. Надеюсь, что вместе с читателями мы сумеем приоткрыть еще одну страницу этой истории — важную и, без сомнения, очень интересную, и расскажем о людях, кто посвятил омскому кино всю свою жизнь.
Пишите, звоните.