ОХОТА ПО-ОМСКИ

ОХОТА ПО-ОМСКИ

Живности в омских лесах на всех не хватает

Пятнадцатого января в Омской области закончился сезон охоты на копытных. Однако на всех остальных лесных животных (кроме медведей, на которых можно было охотиться с 15 августа по 31 декабря) зимняя охота продолжается до 1 марта. «КБ» решили разобраться, как в наших краях проходит зимний охотничий сезон, начавшийся с 1 ноября.

Больше всего — порядка 28 тысяч охотников состоит в Омском областном обществе охотников и рыболовов. Кроме него любители охоты объединены под крылом
военно-охотничьего общества и охотничьего общества «Динамо». У областного общества в землепользовании находится более 3 млн. га охотничьих угодий. А вообще в нашем регионе 70 предприятий и организаций, за которыми закреплены в пользование охотничьи угодья. Одни из самых крупных охотопользователей — холдинговая компания «Акция» и НПО «Мостовик».

Помимо охотников, объединенных в общества, есть немало и «вольных» стрелков. Дело в том, что на протяжении нескольких лет Россельхознадзор выдавал государственные охотничьи билеты всем желающим за весьма умеренную плату. Основу областного общества охотников и рыболовов составляют первичные охотколлективы, которые объединяются в районные и заводские. И хотя советских строгостей — кандидатского стажа, рекомендаций двух членов и экзамена — уже нет, но в обществе стараются обучить охотников-неофитов основам охотничьего законодательства и традициям.

Диких кабанов в омских лесах, куда они были завезены из других регионов, совсем мало, поэтому Минсельхоз для Омской области выделил всего 30 лицензий на их отстрел. Лосей тоже не так много, на их добычу выделили 80 лицензий. А на косуль квота, как говорят, была 70, из которых областному обществу охотников удалось получить всего 15 лицензий, поэтому их нередко добывали по-браконьерски. Так, в разбившейся машине, в которой погибли заслуженный тренер по пулевой стрельбе Ян ЭЙДЕНЗОН и сын ректора университета физкультуры и спорта Александр МИХАЛЕВ, после аварии нашли туши убитых косуль. Надо полагать, у них были лицензии на их отстрел.

На медведей Минсельхоз РФ выделил для Омской области всего 32 лицензии, а вот на волков можно охотиться без ограничений, только вот опытных волчатников мало осталось. При областном обществе есть постоянная бригада для охоты на волков, которая выезжает в районы и отстреливает хищников, которые нередко задирают в хозяйствах скот. Так, уже в этом году в общество обратилась администрация Седельниковского района и попросила разобраться с волками, терроризирующими местные хозяйства.

Вступить в областное общество охотников и рыболовов теперь просто — достаточно сдать охотминимум и заплатить вступительный взнос в 200 рублей, а потом платить весьма необременительные членские — от 250 в Омске до 50 рублей в Усть-Ишимском районе. В свое охотничье хозяйство «Бобровая дача», которое раскинулось на 80 тысячах га в Тарском районе, общество несколько лет назад завезло за свой счет маралов с Алтая. Как только маралы стали бегать по омским лесам, все они считаются государственной собственностью, как и все прочее лесное зверье, и на их отстрел нужно получать лицензии.

Когда в областном обществе подсчитали, во сколько обойдется аренда их нынешних 3 млн. га охотугодий, то получилось более чем 500 тыс. рублей. Такая сумма для общественной организации неподъемна, поэтому там надеются, что окончательные правила лесопользования, которые должны принять на региональном уровне, будут либеральнее. В Омской области всего более 13 млн. га охотничьих угодий, но их значительная часть непригодна для использования для охоты. Право распоряжаться охотничьим хозяйством забрала себе Москва, именно там проводится экспертиза наших лесов и определяются квоты на добычу зверей. Хотя в областном Минсельхозе лучше знают обстановку в омских лесах, но права распоряжаться ими у него нет.

— И раньше охотугодья в пользование было получить не так просто, — признался председатель областного общества охотников и рыболовов Иван ИВАНОВ. — Чтобы оформить лицензию на пользование лесными угодьями, нужно заплатить 10 тысяч рублей землеустроителям, согласовать участок со всеми соседними землепользователями, а их порой до 1000, потом подать заявку в областной минсельхоз и после всех оформлений получить лицензию в Россельхознадзоре. А как будет с арендой, пока неизвестно. Мы ждем не дождемся, когда примут федеральный закон об охоте и охотничьем хозяйстве, который должен устранить сегодняшние многочисленные сложности и противоречия.
Весной, после завершения зимнего сезона, на совете областного общества охотников и рыболовов будут подведены его итоги: точно подсчитают, сколько какого зверья добыто, наградят лучших охотников. До окончания зимней охоты еще больше месяца, так что желаем всем омским охотникам ни пуха ни пера.