«Фирменный поезд 56 «Москва-Красноярск» прибывает на первый путь, к первой платформе», -дежурный голос спокойно разносится над головами нескольких тысяч верующих. Плотным кольцом окружили люди центральный вход, оставив свободным лишь небольшой пятачок на лестнице. Кто пришел чуть позже, теснится по краям площади. Чтобы вместить всех желающих, власти освободили прилегающую к вокзалу территорию от завсегдатаев-таксистов…
Как и полагается всем встречающим, люди ждали самую дорогую для многих из них Гостью с цветами и улыбками… Трепетный момент встречи, тысячи верующих склонили головы перед Святыней…
А потом был, наверное, самый большой и одновременно самый долгий за последние десятилетия Крестный ход по набережной. Более двух часов потребовалось людям, чтобы пройти дистанцию от вокзала до Никольского собора, где и остановилась сегодня чудотворная икона. Два часа с лишним по утреннему холодку с непрерывным пением шли верующие. Для многих из этих людей несколько километров благодатного пути давались с трудом.
«Ой, кажется, до цирка дошли. Ну вот, осталось совсем немного», — подбадривает сама себя согбенная старушка с тросточкой. Даже медленный ход шествия для нее слишком скор. Однако отставать от Святыни ей не хочется… Кажется, сама вера дает этой старой женщине силы.
А подняло в столь ранний час такую уйму народа одно желание. Желание увидеть воочию одну из более чем трехсот самых почитаемых на Руси чудотворных икон Божьей Матери. Почаевский образ Девы Марии. И ничего, что хранится сей образ на Украине в Почаевском монастыре. Для веры нет границ, как нет их и для любви…
Прежде чем рассказать об истории этой иконы, хотелось бы поведать и одну легенду, связанную с возникновением Почаевского монастыря.
СЛЕД БОГОРОДИЦЫ
Почаевская гора, названная по селу Почаеву, находящемуся между городами Кременцем и Бродами, выше всех окружающих гор и известна своей пещерою. В этой-то пещере поселились в четырнадцатом веке два благочестивых инока. Однажды после молитвы один из них вздумал подняться на вершину, как вдруг увидел он в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас же позвал живущего с ним инока. Нечаянным свидетелем посещения стал пастух, занимавшийся на лугу своей обычной работой.
Когда Богоматерь исчезла, на поверхности камня, на котором Она стояла, остался след Ее правой стопы, наполненный прозрачною водою. Считается, что с этого времени Почаевская гора сделалась селением Божественной славы, а след стопы Богоматери — неоскудевающим источником чудес. В этом отпечатке до сих пор находится вода, которая никогда не уменьшается и не переливается через край.
Явление Богоматери на горе было около 1340 года. И в продолжение 200 лет на Почаевской горе не происходило ничего особенного.
ИСТОРИЯ ИКОНЫ
Первое упоминание о Почаевской иконе Божьей Матери относится к 1559 году. В это время на Волыни проездом из Константинополя был митрополит Неофит. Проезжая через имение некой Анны Гойской, преосвященный был приглашен радушной хозяйкой в гости. При отъезде, не зная чем благодарить эту женщину, Неофит благословил ее иконой.
Казалось бы, ничего примечательного в этом образе не было. С виду обычная домашняя икона, писанная масляными красками в строговизантийском стиле. Выполнена на простой липовой доске, что для прочности снизу подбита дубовыми перекладинами. Образ первоначально был покрыт тонкой серебряной пластиной. Но от ветхости риза эта стерлась настолько, что ее пришлось впоследствии заменять.
Как гласит предание, митрополит Неофит привез с собой святую икону из Костантинополя, куда ездил для получения благословения от патриарха. Как родовую заветную святыню взял он с собой в путешествие сей образ. И не расставался с ним до тех пор, пока за радушное гостеприимство он не был оставлен на Волыни.
Долго находилась икона в доме Гойской. Имение же этой женщины располагалось поблизости от Почаевской горы. Служанки панны неоднократно рассказывали своей госпоже, что видели образ в сиянии. Только та им не верила. По преданию, не раз являлась Богоматерь Гойской во снах. Но и снам та не верила. В конце концов, панна увидела Деву Марию-уже не во сне, а наяву. Лишь после этого госпожа приказала своим слугам постоянно поддерживать огонь в лапмпадке перед иконой.
Через некоторое время от иконы начали совершаться чудеса. Панна дивилась им, но чтобы окончательно убедиться в чудотворной силе образа, она посоветовала своему брату Филиппу Казенскому, слепому от рождения, обратиться за помощью к Богородице. Филипп послушался доброго совета сестры и стал усердно молиться перед иконой. Чудо произошло, Казенский стал зрячим.
Гойская, удивленная и обрадованная этим, созвала иноков, священников и множество народа. И в 1597 году чудотворная икона Богоматери была отдана на вечное хранение инокам, жившим в пещере Почаевской горы. Спустя некоторое время на скале отстроили церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. На содержание храма Гойская пожертвовала часть своего имения с угодьями и лесами. Икону Богоматери поставили в церкви как светильник, освещающий мир лучами благодати.
ЧУДЕСА
Все чудеса, происходившие при иконе Почаевской Божьей Матери, описать просто невозможно. Верующие утверждают, что было их великое множество. Поэтому остановимся лишь на нескольких самых ярких примерах.
В 1665 году силою Богоматери было совершено замечательное воскрешение внезапно умершего мужа. Звали его Василий Шкарпитки. Смерть настигла этого человека во сне. Несчастная жена обратилась к Богородице с молитвой: «Пречистая Дево, чудотворная в образе Почаевском! Призри на мое сиротство, в котором печальную оставил меня муж мой с детьми моими».
На другой день родственники пригласили священника для совершения обряда погребения. Но вдруг умерший встал и попросил еды и питья. Мужчина рассказал следующее: «Когда я уснул, меня взяли два юноши и повели на высокую гору до палат, сияющих неизмерною светслостию. И я уже с радостью готов был войти в оныя, как вдруг из них вышли два старца и велели мне воротиться назад. Тогда те же юноши привели меня ко рву смердящему и, показавши мне на горе величественную церковь, чтобы я пошел в нее и помолился, толкнули меня в этот ров. И вот я и встал, как меня видите».
В 1675 году во время войны между поляками и турками произошло другое замечательное чудо. 20 июля враг осадил Почаевский монастырь. Миряне, бывшие в монастыре, отбили приступ так успешно, что турки, даже разбив ворота, не могли войти внутрь. Наступила ночь. Игумен Иосиф, зная злобу турок и беззащитность монастыря, обратился за помощью к Единственной Защитнице, чья сила могла помочь инокам и мирянам, — Богоматери. При восходе солнца турки стали готовиться к новому, могущему стать роковым, приступу. Все, кто был в монастыре, обратились к Богоматери с молитвой: «Помилуй нас, Мати Божия! — говорили они плача, — покажи над нами недостойными древние милости Твои. Ты заступница рода христианского, не дай погибнуть служащим Тебе». И молитва этих людей была услышана. Игумен велел петь акафист Богоматери, и, когда люди запели первый кондак: «Взбранной Воеводе», над церковью явилась Богоматерь со множеством ангелов, облаченных в воинские одежды и с обнаженными мечами в руках. Она стояла в лучезарном сиянии, сильнее солнечного, и распускала свой омофор, как бы покрывая им Почаевскую обитель. Сначала видение это усилило желание турок взять монастырь, как вдруг на них напал необъяснимый ужас. Они начали спрашивать у бывших у них в плену христиан: «Откуда эта Госпожа и множество вооруженных воинов, предстоящих и служащих Ей? Мы знаем, что в монастыре немного народа…» «Здесь стоит чудотворная икона Богоматери, — отвечали пленники, — и вот силы деются о Ней». Турки чем дольше смотрели на видение, тем более трепетали от страха. Некоторые пускали стрелы в небесных воинов, но стрелы возвращались назад и ранили самих же турок. Иным казалось, что небесные воины гонятся за ними. Осаждающие монастырь кидались друг на друга и убивали своих же… Наконец, побросав оружие, армия бросились бежать…
Да, преданий, самых чудесных и благостных, с Почаевской иконой Богоматери связано очень и очень много. Считается, что особо помогает чудотворная икона от нашествия иноверцев и от расколов. Верующие знают: любой человек, любого вероисповедания, прибегнувший к помощи Заступницы, может умолить Ее о помощи. Богоматерь в образе Почаевском помогает и православным, и римским католикам, и униатам, и протестантам. Доказательством сего служит большая популярность Почаевской горы в среде иноверцев. Каждый год собираются здесь представители различных конфессий.
Целый месяц пробудет образ Почаевской Богоматери в гостях у омичей. Большую часть времени она будет находиться в Никольском Соборе. Лишь в последнюю неделю пребывания ее собираются перевезти в Кресто-Рождественский Собор. Жители нашего города из числа верующих надеются, что и здесь, на Сибирской земле, Пречистая Дева поможет многим страждущим.
Домой чудотворная икона отправится второго августа, чтобы поспеть к своему празднику, который отмечают 23 июля/5 августа.