«ЖИВЫЕ ФОТОГРАФИИ» ИЗ ПРОШЛОГО

В эти дни в сельских районах области проходит кинофестиваль «Живые фотографии». Он посвящен 110-летию со дня первого киносеанса в городе Омске

СЕАНС В ДОВЕСОК

Известно, что первый сеанс кинематографа в нашем городе состоялся в манеже Омской крепости. Это было в воскресенье, 12 января 1897 года. В этот день омичам показали ставшие уже историческими кинозарисовки: «Человек-змея, гимнастическое упражнение на трапеции», «Столярная мастерская», «Купальня», «Улицы Парижа», «Приход поезда железной дороги». Публика, собравшаяся в манеже, ликовала. «Живые фотографии» буквально потрясли омичей, став любимым развлечением горожан.

Поначалу киносеансы были чем-то вроде довеска к концертам и театральным постановкам. Их устраивали после выступлений. Сеансы были короткими, по пятнадцать-двадцать минут. Крутили же кино заезжие прокатчики, представляющие в основном американскую, французскую и шведскую кинопродукцию. И лишь осенью 1909 года в нашем городе состоялось открытие первого кинотеатра «Прогресс». Он был рассчитан на 400 мест. В нем были оборудованы фойе, ложи, буфет. А уже через год в Омске насчитывалось семь так называемых электротеатров.

Примечательно, что в день открытия кинотеатров весь кассовый сбор было принято использовать в благотворительных целях. Средства передавались сиротским приютам, Красному Кресту, школам, училищам. Впрочем, благотворительные сеансы проходили в то время регулярно. Они тщательно готовились и широко рекламировались в печати с пометкой, в пользу кого устраиваются.

КУЛЬТПОХОД ЗА «ЧАПАЕВЫМ»

В конце тридцатых годов прошлого столетия отмечается небывалый расцвет кинематографа. Кино смотрят все. В это время на экраны омских кинотеатров выходят кинофильмы «Чапаев», «Путевка в жизнь», «Цирк», «Петр I», комедия «Волга — Волга». Кинодосуг омичей предваряли выступления популярных артистов. Между тем фраза «Из всех искусств наиважнейшим для нас является кино», которую с легкой руки Луначарского приписывают Ленину, на долгие годы определила отношение советского государства к киноискусству. Жесткая цензура на уровне производства и кинопроката. Огромный, закрытый для внешнего влияния рынок кинопоказа при слаборазвитой инфраструктуре досуга. Все эти обстоятельства позволяли не только контролировать идеологическое воздействие кинематографа на массы, но и получать солидную прибыль от кинопоказов.

Позже формы работы со зрителями менялись. Но о просветительской миссии кино при этом не забывали. Более того, перед художественными фильмами стали крутить научно-популярное и документальное кино. Но это не отвращало от кинематографа. Если верить статистике, в семидесятые годы в кино омичи ходили до 26 раз в год, а жители омских сел — до тридцати.

В то время в нашей области действовало почти две тысячи киноустановок. Так что до кризисных девяностых кино показывали даже в глухих деревнях.

НОВОЕ КИНО

Сегодня сходить в кино можно далеко не во всех районах области. Дело в том, что сейчас ответственность за содержание районной и сельской киносети легла на органы местного самоуправления. А потому средства на все это берутся из муниципальных бюджетов. Говорят, что сравнительно неплохо кинопрокат работает в Исилькульском, Называевском, Москаленском, Марьяновском, Седельниковском и Полтавском районах. Но даже здесь идет старый репертуар. Ничего нового не показали и в дни фестиваля, представив зрителям «Алхимиков», «Девушку с характером», «Русь изначальную», «Мусорщика» и «Сестер».

Возможно, ждут комплимента в свой адрес городские частные киноцентры. На самом деле в них приятно зайти. Здесь хороший звук. Удобные кресла. Вот только американские триллеры и фэнтези как-то не привлекают. Российское же кино в них показывают мало. И о том, когда в Омске состоялся первый киносеанс, здесь просто не знают.