Иными словами, градостроители пришли к пониманию того, что принято называть балансом территорий, а также того, как их использовать с наибольшей эффективностью. В том числе и в смысле их предварительной инженерной подготовки. Определив границы пригородных зон и самого муниципального образования город Омск, пришли к пониманию перспектив будущей застройки. Равно как и так называемого транспортного каркаса города, который включает в себя не только автомобильные дороги, но и водные, воздушные и железнодорожные магистрали. Но прежде чем генеральный план будет окончательно утвержден, он прошел обязательную процедуру публичных слушаний. С генеральным планом могли познакомиться все желающие на развернутых экспозициях во Дворце молодежи на Левобережье, в ДК имени Лобкова и в здании Общественно-политического центра на Красном Пути.
Правда, директор департамента архитектуры и градостроительства Анатолий ТИЛЬ посетовал на то, что по-настоящему дельных предложений от жителей поступило не так уж и много. Тем не менее все они были рассмотрены, а наиболее ценные учтены разработчиками. Если же подводить общий итог публичным слушаниям, то в целом новый генеральный план получил поддержку и нашел понимание среди омичей. И в конце февраля проект генерального плана будет вынесен на утверждение городским советом.
Из наиболее значимых программ, укладывающихся в общую стратегию генерального плана, можно выделить план санации городских территорий.
Напомним, что к 2030 году на каждого омича должно приходиться не менее 30 квадратных метров жилой площади, что должно решить проблему комфортного проживания и улучшения качества жизни. А для этого необходимо построить не менее 27 миллионов квадратных метров жилья. И на сегодня площадки под строительство шести с половиной миллионов находятся уже в работе у застройщиков. Разрабатываются и инвестиционные программы, которые дадут возможность участия застройщиков в соответствующих национальных проектах. Что касается рационального использования городских территорий, то идеология генерального плана как раз и предусматривает их санацию, то есть формирование качественно новой среды проживания. В том числе на территориях, занятых сегодня так называемым частным сектором. Идея такова: владельцам частных домов, коими и застроена значительная часть города, может быть предоставлена благоустроенная квартира, а находящаяся в их частной собственности земля поступит под городскую застройку. При этом застройка должна осуществляться по принципу жилых комплексов, которые включали бы весь социальный пакет: детские сады, школы, магазины, поликлиники. Словом, все, что необходимо для комфортного проживания на данной территории.
Другая программа — развитие комплексной транспортной и инженерной инфраструктуры. Среди первоочередных задач главный архитектор города выделил строительство развязок на пересечении улиц Герцена и Фрунзе. В левобережной зоне — узел Лукашевича -Крупской и пересечение улиц Конева и 70 лет Октября. Принято принципиальное решение по набережной Тухачевского, которая должна стать дублером Красного Пути. Сама же улица Красный Путь, по замыслам архитекторов, должна значительно расшириться, превратившись из четырехполосной в улицу с шестью полосами движения транспорта. И все эти изменения в транспортной схеме связаны с главной сверхзадачей: подготовкой к запуску омского метрополитена.
В этой связи в генеральный план не вписываются Сибзавод, завод «Дромас» (в народе — дрожжевой) и Судоремонтный завод. Размещенный едва ли не в центре города аэропорт тоже вызывает вопросы. По словам Анатолия Тиля, порядка 30 процентов территории центральной части города так или иначе находится под влиянием аэропорта. Прежде всего с точки зрения занимаемых им площадей, которые могут быть использованы под строительство, в том числе и жилищное.