ЕЩЕ ЖИВОЙ…

ЕЩЕ ЖИВОЙ…

30 января на ФГУП «Омсктрансмаш» прошел митинг протеста

«Работать плохо — себя не уважать»… Соседа уже нет, а надпись на тумбочке осталась. В этот день напарник Игоря Соколова написал заявление об увольнении. Непросто было расстаться с делом, которому отдавал все силы и жизнь. Сделать последний шаг подтолкнула крайняя необходимость. Вот, наверное, и все… В то время, когда напарник Игоря паковал вещи, у проходной завода «Омсктрансмаш» собрался митинг протеста.

— Многие стали заложниками ситуации, потому что живут в заводском общежитии, — говорит Игорь Соколов. — Уволятся — окажутся на улице. Так передайте общежитие городу, дайте людям приватизировать жилье, найти достойную работу, зарплату! Если не можете сами этого сделать…

Протестовать начали еще до официального начала митинга. Протестовали против долгов по зарплате и выплатам в Пенсионный фонд РФ. Протестовали против того, что завод загружен заказами лишь на треть. Против безразличного отношения к ним «хозяина», в собственности которого находится Трансмаш. Многие не говорили — кричали. Так, словно хотели выплеснуть все, что накопилось за последние два года: боль, отчаяние, унижение.

— В октябре мне выдали зарплату — пятьдесят рублей,- говорит Любовь Шнайдер, — что это, насмешка? Работаем три дня в неделю, неполный рабочий день.

— За каждый отработанный год на пенсионный счет мне перечисляют не больше четырех рублей, — голос Людмилы Слесаренко срывается от слез.- Я пенсионерка, но, несмотря на слабое здоровье, вынуждена работать. Тяжело. А что делать? У меня муж инвалид, без ног. На что мы будем жить, если я уйду?

Пробираюсь к профсоюзному лидеру заводчан Владимиру Пахоменко:

— Но ведь Трансмаш — собственность федеральная. Значит, все решения по заводу принимаются в Москве. А Москва далеко…

— А мы здесь. И мы хотим, чтобы нас услышали. Чтобы знали: завод еще живой… — Словно в подтверждение его слов на территории Трансмаша просигналил локомотив. — Если наши требования не выполнят, мы примем другие меры: объявим голодовку, пройдем маршем по городским улицам. Мы найдем способ, чтобы заставить федеральные ведомства выполнить свои обязательства.

На митинг пришли около тысячи человек. Почти половина завода. Выступавшие кричали так, будто и впрямь надеялись докричаться до Москвы. Невыступавшие красноречиво молчали. Молчали о том, что пять лет не приносят домой зарплаты, не могут позволить себе элементарного: нормально есть, одеваться, кормить семью, дать детям образование и все, что нужно ребенку. В том, что бедствуешь, открыто признается не каждый.

Тем временем завод банкротят. Пять лет. Пять лет предприятие простаивает без заказов, теряет миллиарды рублей прибыли, обрастает долгами за тепло, воду, электроэнергию. Вместо ста миллионов рублей, необходимых ежегодно на содержание, танковый завод получает не больше 600 тысяч. Чем дольше тянется ситуация — тем глубже долговая яма. На первое января 2007 года задолженность по заработной плате составила 161,9 миллиона рублей. Долг по выплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ — 246 миллионов рублей. Фактические выплаты рабочим не превышают 30 процентов начисленной зарплаты. Последняя вдвое ниже средней по отрасли. Трудно представить более удручающую ситуацию. Однако последствия могли быть и вовсе необратимыми.
— Долги были бы вдвое больше, В 2004 году правительство Омской области выделило Трансмашу сто миллионов рублей на зарплату, в виде беспроцентного кредита, — уточняет Владимир Пахоменко. -Это не все. Вспомните прошлую зиму… Только благодаря поддержке областной власти удалось сохранить завод. В нынешнем году из бюджета области перечислено еще 11 миллионов рублей, чтобы закрыть задолженность по природному газу.

Вряд ли этой старенькой с подслеповатыми окнами заводской проходной доводилось на своем веку видеть такое. Те, кто врос душой в завод, стояли сейчас не у станков, а на «баррикадах». Не одно поколение инженеров и первоклассных специалистов вывела в люди проходная Трансмаша. Совсем юной девчонкой пришла на завод Ирина Чурбанова. В 1979-м, сразу после окончания «политеха». 28 лет проходная встречает ее по утрам и провожает домой после рабочего дня.

— Многие ушли. Ребята-ремонтники. И продолжают уходить/А как быть тем, кто не хочет расставаться с заводом? Как уйти, если проработала здесь всю жизнь? Возраст, семейное положение вообще никого не интересуют, — Ирина Афанасьевна мастер ремонтного цеха. Одна воспитывает дочь. — Слава богу, на бюджетном отделении университета учится. Платить у меня возможности нет.

Пытаюсь пробраться к «окраине» митинга Люди постарше говорят: трудно жилось в военные годы, но с рабочими как-то рассчитывались. Сейчас мирное время… В цехах Трансмаша действительно собрали не одно поколение боевых машин. Только в Великую Отечественную на фронт из Омска отправили семь тысяч танков. Еще шее тысяч охраняют Россию сегодня. Для гражданского сектора научались на базе танкового производства выпускать тракторы. Словом, делали все, чтобы сохранить завод. Работали фактически бесплатно.

Люди расступались. Очевидно, принимали меня за свою. Раз пришла, значит, разделяешь общую беду. Масштаб которой: один к 2,5 тысячи. Ведь одного решения правительства РФ достаточно, чтобы изменить ситуацию и вытащить и нищеты 2,5 тысячи семей.

Резолюцию, которая была принята на митинге, направили президенту РФ, председателю правительства РФ, полномочному представителю президента РФ в СФО председателю Агентства по промышленности РФ, губернатору Омской области. Резолюция содержи» требование к правительству России выплатить ФГУП «Омсктрансмаш» накопившуюся задолженность по зарплате и страховым взносам Е Пенсионный фонд РФ до первого июля 2007 года.

СПРАВКА

Сентябрь 2002 года – на ФГУП «Омсктрансмащ» запущена процедура банкротства. Назначен внешний управляющий.

29 апреля 2005 года — решением арбитражного суда Омской области введено конкурсное производство.

Октябрь 2006 года — состоялось заседание военно-промышленной комиссии по банкротству стратегических: предприятии при правительстве РФ. Обсуждался вопрос о дальней шей судьбе омского завода. Решение не принято.

9 января 2007 года — арбитражный суд Омской облает продлил конкурсное производство до 30 мая текущего года.

23 января состоялось очередное заседание федеральной военно-промышленной комиссии по банкротству. Протокол заседания направлен на подпись министру обороны РФ Сергею Иванову.

P.S. Когда уходила с митинга, меня остановил вопросом мужчина. «Не знаете, здесь тракторы продают? Купить хотел…