в ходе анкетирования, которое проводилось в конце минувшего года при содействии Омской торгово-промышленной палаты Ремесленной палаты Омской области, областного Союза предпринимателей и других объединений, а также администраций округов. В этой своего рода «переписи» приняли участие 160 представителей «малого» сектора экономики. А данные, полученные при анализе анкет, позволяют проследить некоторые тенденции.
Итак, для начала неплохо было узнать, в какой сфере деятельности эти предприниматели предпочитают разворачивать собственный бизнес. Конечно же, в торговле! Больше половины — 55,6 процента опрошенных — занимаются именно ею. Среди других сфер, в которых малый бизнес пытается себя проявить, по словам советника отдела поддержки предпринимательства департамента городской экономической политики Людмилы Дьяковой, остаются бытовое обслуживание населения (11,8 процента), промышленная деятельность (9,38 процента), общественное питание (чуть более 8 процентов) и строительство (около 7 процентов). Совсем незначительная доля субъектов малого предпринимательства занята оказанием транспортных услуг и услуг связи, а также риэлторских, полиграфических, консалтинговых, коммунальных.
Причем если сравнить структуру отраслевого распределения МГ1 в 2006 году с данными предыдущего года, то можно отметить ряд тенденций. К примеру, наблюдается снижение субъектов малого предпринимательства в промышленности, где сегодня даже крупным «игрокам» приходится крутиться и выживать. А вот в строительном комплексе города, похоже, напротив, малый бизнес пытается найти и занять свою нишу: если в 2005-м его доля составляла 3,6, то по итогам 2006 года — 6,8 процента.
Другой вопрос: как долго он сможет продержаться на строительном рынке? Известно, что далеко не каждому МП удаётся прочно встать на ноги и развернуть прибыльный бизнес. И результаты анкетирования подтверждают: срок деятельности у субъектов малого предпринимательства, как правило, невелик. Предпринимательский «стаж» более пяти лет имеют 62 процента опрошенных, 21 процент -от 3 до 5 лет, 14 процентов — от одного года до трёх лет, а 3 процента респондентов открыли свое дело менее года назад. И опять же, новички, решившие пуститься в свободное плавание, выбрали сферу торговли и общественного питания.
Конечно, состоятельность предпринимателя зависит от целого ряда факторов, наверное, не в последнюю очередь и от численности работающих. В ходе анкетирования выяснилось, что 32 процента субъектов малого бизнеса (почти третья часть) имеют численность работников от 5 до 20 человек, до 50 человек- 20процентов, более полусотни — 28 процентов, Заметна доля и тех предпринимателей, у которых число работающих составляет менее пяти человек -19 процентов. Специалисты говорят, что к этой категории относятся, как правило, те, кто занимается семейным бизнесом.
Конечно, для того, чтобы вести бизнес, мало иметь команду, оборотный капитал и рабочие руки. Нужна «стартовая площадка»- помещение, где можно было бы развернуться. Поэтому участникам опроса было предложено ответить на вопрос о том, какая недвижимость имеется у них в распоряжении. Выяснилось, что 40 процентов предпринимателей города арендуют нежилые помещения, в том числе и муниципальные, 38 процентов — ведут бизнес на собственных площадях, а у 22 процентов имеется недвижимость смешанной формы собственности.
В ходе анкетирования, по словам Людмилы Дьяковой, департамент городской экономической политики ставил цель не столько, образно говоря, нарисовать портрет среднестатистического омского предпринимателя, сколько выяснить: а что же сдерживает развитие малого бизнеса, какой помощи ждут МП от бизнес-объединений, от органов местного самоуправления? Как показали данные опроса, начинать новое дело, да и расширять предпринимательскую деятельность, в сегодняшних условиях нелегко. Среди основных факторов, сдерживающих эти процессы, чаще всего участники анкетирования называли чрезмерную конкуренцию, налоговое бремя (два первых фактора отметили более 40 процентов респондентов), высокую арендную плату, нехватку оборотных средств, недостаток квалифицированных кадров.
Как предпринимателям преодолеть эти трудности и на кого опереться в решении проблем? Лишь 15 процентов респондентов считают, что бизнес-сообщества (ассоциации, союзы и т.д.) оказывают положительное влияние на развитие предпринимательства, 81 процент не имеют поддержки от общественных объединений. Оценивая же деятельность администрации города по развитию малого предпринимательства в 2006 году, участники опроса среди эффективных мер отметили подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, совершенствование нормативно-правовой базы для МП, научно-методическое и информационное обеспечение, формирование благоприятного имиджа субъектов малого бизнеса.
А что думают они о перспективах развития предпринимательства в Омске? Вопрос тоже интересный. Более половины респондентов связывают будущее малого бизнеса с развитием строительного комплекса. И в этом есть свой резон, ведь не зря же говорят, что один человек, занятый в строительстве, даёт работу ещё десяти — в смежных отраслях. Как обычно, многие предприниматели в перспективе уповают на процветание торговли (42,5 процента), несмотря на то, что конкуренция в этой сфере очень высока. К сожалению, малопривлекательными (или невыгодными), с их точки зрения, являются такие сферы деятельности, как промышленность, связь и транспорт. Мало кого из них прельщает и инновационная деятельность — сложно, затратно, рискованно…