КАЛЕКА АРХИТЕКТУРНОГО ФРОНТА

КАЛЕКА АРХИТЕКТУРНОГО ФРОНТА

ЕСТЬ такое выражение — «обратная сторона медали». Имеется в виду то, что сокрыто от глаз человеческих, но имеет зачастую смысл даже больший, чем сторона, выставленная наружу. У зданий тоже есть своя лицевая и обратная стороны. Под лицевой чаще всего разумеют фасад, обращенный на магистральную улицу. Старое здание музыкального училища имени Шебалина своим фасадом выходит на проспект Маркса. То, что в этом здании учился один из выдающихся композиторов советской эпохи Виссарион Яковлевич Шебалин, удостоверяет мемориальная табличка, открытая к столетию нашего выдающегося земляка. В мае нынешнего года исполнится уже 105 лет со дня рождения музыкального классика. И если фасад, обращенный на проспект Маркса, еще сохраняет более или менее пристойный вид, то сторона, выходящая к историко-краеведческому музею, являет собой зрелище поистине постыдное для столь почтенного учреждения культуры

Здание это строилось еще с конца 19 века и известно как доходный дом Кузнецова-Липатникова. Обе эти фамилии вошли в омскую историю как синоним удачливого предпринимательства и рачительного хозяйствования. Кузнецов знаменовал собой успех конца девятнадцатого, а Липатников — начала двадцатых веков. Строился доходный дом на довольно протяженном временном отрезке. Хозяевам его хотелось получить эффектное сочетание красоты, изобилия и богатства декора, торжественности облика. И хотя в архитектуре такое изобилие несколько пренебрежительно называется эклектикой, но впечатление этот стиль, несомненно, производит. Особенно, когда становится архитектурным раритетом.

Скорей всего, и сторона, выходящая на проспект Маркса, тоже когда-то была украшена различными декоративными элементами. Но здание неоднократно ремонтировалось, перестраивалось, и вся архитектурная красота осталась лишь на стороне, обращенной к бывшей улице Костельной (впоследствии Рабфаковской), проходи вшей параллельно нынешнему проспекту Маркса.

Сегодня о том, какое великолепие утрачено, можно лишь догадываться по жалким «останкам», зияющим на обратной стороне фасада училища Шебалина. Особенно удручает левое крыло оборотной стороны здания. Величественные аллегорические женские фигуры практически разрушены. У одной «дамы» вместо руки торчит кусок арматуры, другая тоже являет жалкое зрелище. В крыше темнеет пролом. Почти ничего не осталось от двух декоративных ваз на фронтоне. Маленькая надстройка над портиком «впечатляет» двумя окнами, забитыми ржавыми железными листами.

Изящный некогда балкон, утративший напрочь весь декор, своими руинами сегодня угрожающе нависает над входом. Создается вполне реальная опасность для жизни посетителей этого здания! Поразительно, что у крыши даже не сделаны надлежащим образом стоки; оттепели, дожди буквально разъедают стены здания. Вся неприглядная и бесстыдная нагота разрушения особенно отчетливо бросается в глаза именно сейчас. Весной и летом появляется зелень, которая во многом декорирует и скрывает безобразный вид «Шебалинки» с тыльной стороны.

Беглого взгляда достаточно, чтобы понять, какое потрясающее впечатление будет производить это здание в отреставрированном виде, И если вести разговор о памятниках архитектуры, которые несут на себе аромат времени и могут служить украшением городского пространства, то к ним безусловно относится старое здание музыкального училища имени Шебалина. Конечно, маловероятно, что его удастся реставрировать к 150-летию композитора. Но медлить дальше просто невозможно. Необходима срочная реставрация. Причем вполне реальным представляется реконструкция в ходе восстановительных работ и главного фасада. Впрочем, тут последнее слово, конечно, останется за специалистами.