Режиссер — Андрей ГОРБАТЫЙ.
Из солидного списка всех гастрольных спектаклей, приехавших в наш Театр драмы, я выбрала именно этот, поскольку крайне редко выпадает шанс сравнить спектакль, поставленный на омской сцене, с подобным ему, но уже из столицы. Наш омский «Вор» вот уже много лет идет на сцене Театра для детей и молодежи, и поставил его тот же режиссер, который в феврале 2001 года пожелал инсценировать пьесу Эдуардо де Филиппо уже в питерском театре.
Спектакль повествует о том, как вор по имени Винченцо де Преторе, избрав себе при жизни в покровители святого Иосифа, после своей смерти требует от Святого заступиться за себя перед Богом и оставить «бедного Винченцо» в раю. Сюжет пьесы достаточно оригинален и поэтому привлекателен для зрителя. Но спектакль — это не только четкое следование тексту произведения, а еще и масса театральных «штучек», позволяющих делать просто выразительное чтение искусной игрой. В питерском спектакле, в отличие от омского, было мало режиссерских задумок, которые могли бы только украсить сценический вариант пьесы. С чем это связано, не совсем понятно, ведь и пьеса та же, и актеры не хуже, а в каких-то моментах лучше омских.
Возможно, проблема в «недоделанности» питерского спектакля, тогда как омский «Вор» — просто загляденье. И главное отличие омского варианта пьесы Эдуардо де ФИЛИППО от питерской трактовки в том, что у нас на сцене живой, движущийся Неаполь с массой проходящих, но таких необходимых мини-героев (проще говоря, обычной массовки, изображающей разного рода неаполитанцев). А питерский Неаполь словно замер в ожидании развязки истории о воре, и главные герои существуют как бы отдельно от города и его жителей.
Похожего в двух, казалось бы, разных спектаклях, поставленных по одной пьесе, было много: и сюжет, и герои, и музыкальная тема, и даже построение некоторых мезансцен (самое, в глаза бросающееся сходство — сцена с иностранкой). Но наш «Вор» как-то динамичней и смотрится на одном дыхании, в то время как питерский «Вор в раю» уже после первого действия успел надоесть зрителю, и можно было услышать такое мнение по его поводу: «Играют-то хорошо, только вот пьеса, видно, «не очень». Пьесу делать виноватой совсем не надо, и актеры замечательно играли, главный минус — в режиссерской работе или, вернее сказать, «недоработке».
Об актерах отдельный разговор — все они поразили омскую публику, но не все так однозначно хорошо. К примеру, образ вора, который создал г-н БОЛЬШАКОВ, уж очень походил на образ нового русского из популярных ныне сериалов про «ментов» и «убойную силу». А у автора Винченцо де ПРЕТОРЕ — остроумный, немного сентиментальный вор из Неаполя — «города моря, солнца и любви». Но главный козырь актера — его молодость: сногсшибательная улыбка, пластика, энергия и задор — что еще нужно, чтобы сыграть итальянца. Главную героиню — невесту Винченцо Нинуччу играла г-жа БАНЩИКОВА, играла завораживающе, так, что мысли даже не было о том, что ты в зрительном зале, зритель был с ней, там, у постели умирающего Винченцо.
Вот такую интересную работу привез к нам питерский театр, но мне все же кажется, что наш омский «Вор» лучше, и не только потому, что он наш, родной.