Неугомонный Сапожников

Неугомонный Сапожников

Свободное время пенсионер Борис Сапожников проводит на остановках общественного транспорта. У известного садовода и картофелевода есть еще одно хобби - контролировать городские маршруты. Сапожников изучает расписание, достает часы и терпеливо ожидает очередной автобус...

«Интервалы движения транспорта должны соблюдаться безукоризненно», — считает пенсионер и немедленно сообщает о нарушениях графика начальнику смены, диспетчеру и дежурному автопарка. Затри года «работы» общественника уже узнают по голосу. Объясняют причину сбоя, благодарят за помощь и обещают устранить неполадки. Водители и кондукторы знают Сапожникова в лицо. Приветственно сигналят и машут рукой. Ну как? Успели вовремя?

«Работой общественного транспорта я заинтересовался еще в 1963 году, — рассказывает Борис Сергеевич. — Был в командировке в Германии, сидел в кафе, пил пиво и наблюдал за трамваями. Немецкая пунктуальность сразила меня наповал. Написано в расписании 20.02, значит, ровно в 20.02 трамвай и придет. И ни минутой позже! У них единые требования ко всему пассажирскому транспорту, будь то самолет или обычный автобус, — никаких опозданий!»

Вернувшись на родину и полчаса простояв на остановке «Аэропорт», Сапожников сильно расстроился. И за пару недель выяснил следующее: интервалы движения в Омске практически не соблюдаются, транспорт ходит как попало, а премия водителей абсолютно не связана с их расторопностью.

Вскоре Сапожникова избрали депутатом Октябрьского районного Совета. «Пойду в комиссию по транспорту и связи», — решительно заявил активист. За пятилетку Сапожникову удалось внедрить автоматизированную систему диспетчерского управления автобусами. «Кустовые» диспетчерские оборудовали рациями, для водителей ввели путевые листы и систему штрафов, а в автохозяйство заслали «шпионов». Автобусы стали ходить точно по расписанию. «А как иначе? — рассуждает Борис Сергеевич. — Опоздает водитель — рабочие опоздают на завод, учителя в школу, врачи в больницу. Из-за чьей-то халатности у сотни человек испорчен целый день!»

Второе депутатство Сапожникова пришлось на самое тяжелое для транспортников время — начало девяностых. Город отбивался от москвичей, решивших присвоить себе наши автобусы. Подвижного состава катастрофически не хватало — рисковали, закупали венгерские «Икарусы».

Однако неугомонный Сапожников о соблюдении графиков не забывал — брал начальника колонны за руку и вел на остановку. «Люди не должны страдать!» — возмущался общественник и писал в любимую «Вечерку» разгромные статьи.

После ухода на пенсию Сапожников с транспортом не завязал. Первым делом председатель агроклуба «Поиск» взялся за садовые маршруты. О том, что дачникам приходится стоять по два часа на остановке, а потом трястись в полуразвалившемся автобусе, пенсионер писал во все инстанции. И на ситуацию обратили внимание. Теперь жители поселков Осташкове и Волжский, а также владельцы около 30 тысяч дачных участков, расположенных на их территории, не испытывают никаких транспортных проблем. Благодаря усилиям городских властей старый подвижной состав полностью заменили, отремонтировали дороги и разворотные площадки. После таких кардинальных изменений Сапожников наконец-то осуществил свою давнюю мечту — организовал конкурс «Лучший сервис на садовом маршруте». А еще разработал целую программу по улучшению работы «садовых» автобусов и послал ее в городскую администрацию. Говорят, некоторые предложения пенсионера одобрили и уже воплотили в жизнь.

«Сейчас ситуация с транспортом в Омске стабильная, — считает Сапожников. — В городе наконец-то появился настоящий хозяин. За два года на маршруты вышло более 500 новых машин. Автобусы редко сходят с линии, и график не срывается. Сломанной машине моментально находят замену. Мэр Виктор Шрейдер сам пунктуален и от транспортников требует того же».

Кстати, в департаменте транспорта пенсионера поначалу всерьез не воспринимали. Но Борис Сергеевич не сдавался и продолжал делать транспортникам замечания и указывать на ошибки. Со временем поняли: народный контроль все-таки вещь необходимая… Ведь со стороны легче увидеть, в том числе, совсем не значительные, на первый взгляд, недостатки.

А под Новый год Сапожников даже получил из департамента транспорта письмо. «Мы признательны вам за столь глубокое понимание и участие в вопросах жизнедеятельности города и транспортного обслуживания населения, — обратился к пенсионеру руководитель, — надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество».

«Значит, трудился не зря», — гордится общественник…