ОМСКИЕ СТУДЕНТЫ О РЕЛИГИИ

В апреле - мае 2001 года независимый исследовательский центр "Социум" в рамках всероссийского социологического исследования провел опрос омских студентов, имевших цель выяснить отношение респондентов к религии и выявить меру религиозности обучающихся в вузах молодых людей. Было опрошено более 500 студентов 6 крупнейших вузов города

Как показали результаты исследования, уровень религиозности студенческой молодежи за последнее десятилетие существенно вырос. Предыдущее исследование проблемы, проводившиеся в 1989 года, показало, что под воздействием религии была двадцатая часть студентов, из них менее половины назвали себя искренне верующими.

В 1989 году религия для большинства была объектом любопытства. Сейчас для многих студентов религия стала основой мировосприятия и самореализацией.

Помимо роста численности адептов традиционных для России религий в вузах Омска исследование выявило ряд новых тенденций в общении студента с церковью. В вузах появились сторонники учения нетрадиционных и тоталитарных сект, появились поклонники Сатаны. Сторонники традиционных конфессий по-прежнему преобладают, и их группы по-прежнему отличаются этнической определенностью. Национальная культура, несмотря на длительную советизацию и интернационализацию, во многом сумела сохранить основы религиозной традиции, присущей тому или иному народу. Среди омских студентов по-прежнему преобладают исповедующие православие: об этом заявило свыше 90 проц. респондентов. Православными называли себя студенты преимущественно русской, белорусской и украинской национальности, у которых этническая культура корнями выходит к тысячелетней традиции благочтения древней Византии. Верующие студенты — протестанты, преимущественно немцы по национальности, составили вторую по значимости группу, объединившую более 4 проц. респондентов. В вузах Омска есть довольно заметная группа студентов, поклоняющихся Аллаху: 2,3 проц. респондентов заявили об ориентации на ислам. Примерно такое же число ответивших — 2,4 проц. — заявили, что они исповедуют вероучение харизматических, модернистских и тоталитарных сект, таких как «Навигатор», «Виноградная гроздь», «Свидетели Иеговы», секта мартаонов, Церковь сайентологии и других.

Более одного процента респондентов объявили себя поклонниками Сатаны.

Особый интерес в исследовании представляет анализ мотивировок, определяющих отношение студентов к религии. Ответы на вопрос о том, что может дать религия современному человеку, разделились следующим образом.

Большинство студентов отмечают положительную роль религии в жизни личности и общества — об этом заявило 84 проц. респондентов; около трети студентов — 32 проц. — считают, что религия дает понимание смысла жизни; каждый четвертый респондент полагает, что религия обеспечивает усвоение основ нравственного поведения — об этом заявили 26 проц. ответивших участников КСИ; пятая часть респондентов — 19 проц. -уверена, что вера в Бога и религия обеспечат спасение души и путь к вечной жизни. 8 проц. ответивших видит в религии средство освобождения от повседневных забот и тягот.

Шестая часть участников экспресс-опроса скептически настроены по отношению возможностей религии в обеспечении душевного спокойствия личности: 12 проц. ответивших полагают, что религия не может дать человеку «ничего существенного», 3 проц. заявили о том, что религия создает «пищу для предрассудков и суеверий», каждый сотый респондент видит религию как средство «потери собственного «Я»…

1 проц. респондентов считает, что религия примиряет человека со смертью.

Исследование показало, что многие студенты, объявившие себя верующими, не тверды в собственных религиозных убеждениях и подвержены воздействию предрассудков и ложных суеверий. Студенты верят в приметы, «заглядывают» в будущее с помощью гороскопов и гаданий.

Талисман или иной «счастливый предмет» имеет четверть студентов — 24 проц., считающих себя верующими (среди атеистов таких всего седьмая часть — 15 проц.). Верит в приметы половина респондентов — 51 проц., объявивших о приверженности религии (среди атеистов «любители» примет составляют треть — 34 проц.). Каждый третий респондент — 37 проц., заявивший о своей религиозности, участвует в гаданиях (правда, это преимущественно девушки-студентки). Неверующие и атеистки тоже любят погадать, особенно в сессию, но их несколько меньше: на это указал каждый четвертый респондент — 25 проц. ответивших.

Подавляющее большинство студентов жить не может без гороскопов: по ним сверяет свой жизненный путь 85% респондентов, считающих себя верующими, и почти две трети — 62 проц. — студентов равнодушны к религии.

Эта информация дает основания для следующего вывода: искренне верующих студентов в Омске по-прежнему немного. Для большинства общение с религией и вера в Бога является своего рода данью моде или объектом престижного потребления. Суеверия и мода по-прежнему превалируют в сознании и жизни студентов, не оставляя места истинной религиозности и чистой вере.

Однако омский студент все-таки не потерян для общества и православия. Об этом свидетельствуют мнения респондентов по проблеме возможности преподавания религии в вузах. Большинство участников экспресс-опроса выразило уверенность в необходимости изучения религиозных дисциплин при условии, что преподаваться будут вероучительные доктрины традиционных для народов России религий — православия, ислама и буддизма: на это указало около половины — 41 проц. респондентов. Каждый третий участник опроса считает, что религия должна преподаваться факультативно для желающих и исключительно на добровольной основе, — 38 проц. Каждый шестой -16 проц. — считает, что религии не место в вузах, и ректорату следует выполнять требования закона.

Наш студент не имеет ничего против православия и иных традиционных для России вероучений. Экспресс-опрос показал, что толерантность студентов не распространяется на хлынувших при Б. Н. Ельцине в страну проповедников из тоталитарных и неохаразматических сект. Оценивая значение распространения новых религиозных доктрин в России, студенты высказали следующие мнения. Треть респондентов -29 проц. — видят в новых церквях носителей хаоса и разрушителей национальной культуры (в этом мнении были едины как верующие, так и атеисты, вне зависимости от национальности, попа, возраста, курса и вуза). Пятая часть ответивших респондентов — 21 проц. — уверена, что новые церкви готовят нам духовное и политическое порабощение, и поэтому государству следует их запретить (это мнение преимущественно высказывали девушки-студентки).

Почти четверть респондентов — 23 проц. ответивших — не определились с мнением.

Каждый десятый участник опроса — 11 проц. — не видит в новых конфессиях ни пользы, ни вреда; каждый семнадцатый — 6 проц. — считает, что новые секты могут мирно уживаться с православием и иными традиционными религиями.

Лишь десятая часть ответивших — 10 проц. — уверена, что новые церкви открывают перед личностью новые возможности.

Экспресс-опрос показал, что подавляющее большинство — 50 проц. — верующих и неверующих студентов Омска оказались в состоянии понять истинную сущность деятельности заморских проповедников, явившихся в страну древней культуры, основанной на православной традиции, с идеалами и учением объективно чуждыми и враждебными образу жизни, мышления и деятельности русского человека и иных россиян.

На пороге третьего тысячелетия Россия и русский народ вновь оказались перед нравственным выбором. Что предпочесть — идеи заморских мудрецов, изначально чуждые и заведомо антинациональные, или бережно восстанавливать сохраненное по крупицам наследие древних предков, пронесенную ими через века благодать православия Византии? Омские студенты выбирают православие и с ним — национальную самобытность. Россия — большой дом представителей многих этносов — создана потом и кровью прежде всего русского народа — великороссов. Русская национальная идея, послужившая цементирующей основой многотысячелетней державы, в качестве духовного стержня включает в себя православный завет. Заморские незваные учителя забывают, что православный по-английски звучит как orthodox, т. е. ортодоксальный, истинный. Признавая веру наших предков истинной, они тем не менее чему-то мыслят нас научить.

Но мы — русские, и все православные бережнее, чем кто-либо в мире, через века пронесли заветы Иисуса Христа, не растеряв в пути искры благодати Божьей. Студенты Омска уверены, что исковерканное самомнение, чужие идеи едва ли помогут нам в решении сложных проблем. Завершим свою статью высказыванием великого русского философа Ивана Александровича Ильина: «Мы не учителя и не ученики Западу. Мы ученики Господа и учителя сами себе».

Мы русские — с нами Бог и в православии наша сила.