ИВАН МАСЛЮК: "ЕСЛИ БЫ ОМСКИЕ ВЫСТАВКИ НЕ БЫЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ, ОНИ БЫ УЖЕ УМЕРЛИ"

ИВАН МАСЛЮК: «ЕСЛИ БЫ ОМСКИЕ ВЫСТАВКИ НЕ БЫЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ, ОНИ БЫ УЖЕ УМЕРЛИ»

С генеральным директором Международного выставочного центра "ИнтерСиб" я знакома давно. Первые годы, когда предприятие еще только вставало на ноги, неизменно дивилась человеку, ироничными монологами искусно маскировавшему упорство, хватку и проницательность. С тех пор прошло семь лет

Центр окреп, единолично распоряжаясь в сфере омского выставочного бизнеса. Однажды некто, блестя глазами, предположил, что директор «ИнтерСиба» — один из самых богатых людей в Омске, и услышал от Маслюка в ответ «Если вы считаете, что все представленное на стендах мое, то вы правы, но тогда должен сказать, что вы совершенно не понимаете, чем я занимаюсь, и потому нам с вами не о чем говорить. До свидания». Все эти годы Омск нуждался в настоящих, а не приспособленных, экспозиционных площадях. Недавняя выставка вооружений со всеми ее «за» и «против» оказалась для Омской области событием нерядовым, хотя бы потому, что отыскала для себя новое пристанище. С вопроса о перспективах использования торгово-выставочного комплекса «Континент», именуемого в народе «Титаником», началась наша встреча.

— Все, что ни делается, все к лучшему. Когда-то мы начинали с концертного зала, потом был спорткомплекс «Юность», мы и сейчас им не брезгуем. Каждому овощу — свой фрукт, как говорят в народе. «ВТТВ» потребовала своего помещения, оно и появилось, худо-бедно. Выставочный бизнес в Омске развивается не так быстро, как хотелось бы, но поступательное движение есть, это точно. К тому же, военно-промышленный комплекс — предмет особой гордости области и каждого омича, и я с большим пиететом отношусь к тому, что губернская власть уделяет оборонной отрасли серьезное внимание. Сегодня выставочный бизнес дает возможность развивать экономику региона. Если раньше мы беспокоились о том, чтобы к нам пришли власти, предприятия, публика, то сегодня никого звать не надо. Сегодня на нас обижаются, что не пригласили.

— И все же, как будете договариваться о размещении очередной выставки в «Континенте»?

— Это и в самом деле процесс переговоров. Я полагаю, что для Валерия Михайловича Кокорина, владельцы комплекса, «по жизни» выставка была и нужна и не нужна. Там можно обеспечить наши особые требования к воде, воздуху или электричеству, но сложно. Однако это не значит, что его нельзя вновь использовать как выставочный. Спортивный комплекс «Нефтяник» разве более приспособлен для нас? Между прочим, никто из омичей, да и гостей города совершенно не увидел титанической работы по подготовке этого «саркофага» ко дню открытия четвертой «ВТТВ». Тогда и власть, и хозяева комплекса, и мы поднялись до решения общей задачи: провести выставку максимально эффективно. Спрашивают нас: хуже четвертая прошла или лучше? С точки зрения инженерной инфраструктуры она была хуже: да, мы не могли туда завезти емкое оборудование кран-балкой, на себе таскали через бога-мать. Посмотрели бы вы и сказали: «Скандал, что такое, отвратительно!»

— Что получилось в результате?

— Многое из того, что планировалось, удалось сделать, но я не доволен. Это долгий разговор, и мне бы не хотелось говорить об этом в деталях.

— Между прочим, детали -это и есть самое интересное.

— К примеру, мы не довольны тем, что горожане не смогли толком увидеть выставку: ее нужно было проводить дольше. Каждый раз к четырем часам дня перед комплексом выстраивалась огромная очередь желающих, которые так и не попадали внутрь. Мало того, мы не смогли удовлетворить интерес специалистов, которым тоже не хватило времени для спокойной работы. Почему? Начиная с обеда публика мешала: толпа, шум, дурная акустика, духота. Между тем любая выставка — это треугольник: организаторы, участники и посетители-специалисты. Ни для второй, ни для третьей вершины мы не смогли вполне решить проблемы. Обыватель тоже имеет свой интерес. В 1996 году мы боялись, что город проигнорирует выставку, поэтому сделали ставку на мальчишек, и они повели туда родителей, бабушек и дедушек. Сегодня трудно сказать, кто кого вел, но военно-патриотическое воздействие на омичей было очень сильным. И все же мы не были готовы к такому количеству людей. Нам жаловались: вот, мы не могли ни войти, ни выйти. Тем не менее система металлоискателей принята во всем мире. Да, есть 15-20 «особо важных персон», которых по протоколу не досматривает никто, а все остальные — пожалуйста, через рамку.

— Вы, с вашими порядками, перед носом у мэра дверь закрыли.

— Значит, мэр не пришел вовремя с VIP-гостями. Если опоздал, так на нем не было таблички, а охранник не обязан знать мэра. Вот и все. Все мы помним, как Георгий Жуков похвалил солдата, который не пропустил его, зная в лицо, а потребовал удостоверение.

-Деловым эффектом от военной выставки можете похвастать?

— Ваши коллеги всегда припирают меня к стенке: сколько договоров заключено? Представьте, что вы только что познакомились с человеком, а я бы спросил: ну как, вы договорились, у вас дети будут или как? Более 70 процентов участников недавней выставки в анкетах на вопрос: «Решили ли вы задачу, которую ставили перед собой?» — ответили утвердительно. Когда предпринимателей спрашивают о договорах, они всегда говорят: как сказать… Лукавят они и нас тренируют, чтобы мы «живчее» работали. Если бы выставки в Омске не были результативными, они бы уже умерли. Нас хотят подловить, говорят: у вас одни насчитали 220 предприятий, другие — на 25 больше. А мы пользуемся профессиональной статистикой, которой делимся с Международным союзом выставок-ярмарок. Так вот 220 нынешних предприятий-участников отвечали нормам этой статистики, хотя на практике предприятий было больше. Скажем, в экспозиции «Полета» участвовали пятнадцать «дочек», но мы их не считали, они не являются для нас учетной единицей. Первая «ВТТВ» собрала 115 предприятий, вторая — 136, третья с помощью нашего партнера «Информтехники» дала прирост сразу на 30 процентов. Надо помнить главное: количество участников — это не показатель выставочной эффективности, это показатель динамики рынка вообще.

— Почему наша «ВТТВ» стоит впритык с той же нижнетагильской выставкой ? Почему не расходитесь с конкурентами по календарю?

— Вы помните слово «рынок»? Мой знакомый говорит так: на черта его выдумали, жить беспокойно приходится. Как вы представляете такое регулирование? В Союзе выставок-ярмарок мы не раз пытались это сделать, но бесполезно: будем «расписывать» выставки -будем поступаться коммерческими интересами, а кто возместит потери? Может быть, еще и Федеральный закон «О выставочной деятельности» принять?

-А что, такого закона нет?

— Нет и не будет. Не должно быть. Другой вопрос- «Концепция развития выставочной деятельности», над которой сейчас работает правительство вместе с нами.

— Будете для себя просить налоговые льготы?

— Нет, мы хотим, чтобы наше государство вспомнило, что помощь экспортноориентированным предприятиям — это бюджет развития социальной сферы, той, где мы все щи лаптем хлебаем. Мы-то проживем без льгот, они нужны предприятиям, продвигающим через выставки свою продукцию на рынок.

— Между прочим, журналисты между собой говорят, что любите вы, Иван Иванович, на халяву проехаться?

— За бесплатно? В бизнесе — высший пилотаж, если ты используешь интересы и возможности партнера. Я стараюсь этим принципом овладеть: если удалось -спасибо, не удалось — приходится платить.

— Не обиделись, что президент Путин на выставку не приехал?

— Про Нижний Тагил вспомнили? Смею вас уверить, что президент был там в прошлом году не потому, что специально прибыл на выставку. Там закладывали известный всей стране стан, который стоит миллиард долларов. Сегодня любая военная выставка — это рабочий инструмент, а не парад, который обязано освятить своим присутствием первое лицо. Все, кому положено по рангу, у нас побывали. Вы лучше подумайте о том, какую выгоду второго-третьего порядка приносит городу любая выставка. На «ВТТВ» нынче было более тысячи иногородних участников и гостей, а значит, это деньги, полученные гостиницами, кафе и ресторанам, магазинами, транспортом, местами развлечений. Это налоги в городскую казну, это имидж региона, наконец.

Разговариваем мы с Иваном Маслюком в его офисе, размещенном на первом этаже гостиницы «Иртыш», бывшей когда-то партийным учебным центром. Прямо сказать, скромный офис. «Почему не переедете в более приличное место?» — спрашиваю и слышу: «Выставочная организация не блоха и прыгать туда-сюда не может. Чтобы партнеров к новому адресу приучить, надо потратить колоссальные деньги». Интересуюсь и тем, почему конкурентов рядом с «ИнтерСибом» не видно? Директор тут же отвечает вопросом на вопрос: «А почему в Омске полно недостроя и никто его не берет?» — и сам же поясняет, что пока бизнеса такого в городе нет, которому под силу было бы это освоить. Закругляясь, прошу хозяина перечислить его собственные «регалии», а он шутит в ответ: «Кандидатом наук не являюсь, хотя в принципе уже пора — жаль, что пока нет выставочных наук».