В музее Технического университета прошла фотовыставка десяти авторов, в центре которой — работы Владимира Шевырногова. Его не стало в 2002-м, а эти снимки никогда прежде не выставлялись. Удивительные горные пейзажи он снял, побывав в одиночку на Алтае. Он любил такие путешествия, когда категорийность перевала и вершины совершенно не имеет значения, и никаких спортивных целей нет. А важно — впечатление, потрясение. Важно вернуться не с багажом реализованных амбиций покорителя гор, а с творческим багажом.
— Тут такая идея, — говорит Михаил Пахотин, — мы представляем зрителям новые, неизвестные работы, значит, Володя не ушел, он с нами, его творчество имеет быть и сегодня в городе.
Есть большие творческие союзы, но иногда у людей, причастных к любому виду искусства, возникает потребность и желание объединить в узком кругу своих единомышленников. У омских художников, например, сложилось объединение «Друзья и годы», его принцип: учитель и ученики. А Владимир Шевырногов в 2000 году предложил организовать совместную выставку тем фотографам, кто приятен друг другу, понимает друг друга. И в галерее «Мир живописи» открылась выставка «Акрополь», где представили свои работы Владимир Шевырногов, Олег Деркунский, Михаил Пахотин, Людмила Беляева, Вадим Иванов, Оксана Рябуха. К ним присоединился Сергей Сокрута. Позже, уже на других выставках, — Сергей Мальгавко, Василий Птицын, Александр Лелякин.
Они назвали свое объединение «Улица Фотографов». Есть такой анекдот. В одном маленьком городе, где была всего одна улица, некий гражданин открыл фотоателье. Сделал вывеску «Лучшая в городе фотография». И так хорошо у него дела пошли, что вскоре неподалеку открылся еще один салон «Лучшая фотография в стране». Ну а немного погодя новое заведение родилось с вывеской «Лучшая фотография в мире». И все работали неплохо. Когда после них всех открыл ателье еще один скромняга, то сделал и надпись скромную: «Лучшая фотография на этой улице».
В отличие от притчи идея объединения не в соревновании амбиций: кто лучше, а в том, что нет на этой улице границ и все живут рядом независимо от того, на какое расстояние от Омска занесла судьба (Людмилу Беляеву, например — в Барселону), и есть ли собственный дом (у многих с частной собственностью не получается романа). Чаще всего единомышленники в искусстве — это приверженцы одного творческого направления. Они и собираются вместе, чтобы отстаивать свои собственные принципы, «дружить против» других, непохожих. А на улице Фотографов непохожесть приветствуется, а из общих целей и задач выделяется одна — создавать на улице праздник. Для этого собираться вместе, чтобы понять, кто что хочет сказать и к чему привлечь языком фотографии.
О чем говорит и чем привлекает собрание снимков-2007? Оно интересно разнообразием индивидуальностей, что сразу же примечают и отмечают в книге отзывов зрители: «Особенно впечатляют картины природы Владимира Шевырногова, необузданность и могущество природы, а также фотографии Сергея Мальгавко, показывающие глубокий социальный кризис общества и как мы сильно оторвались от природы, уничтожая ее своей деятельностью… Инженер В. Седельников».
«Благодарим организаторов за прекрасную выставку, возможность еще раз увидеть фотографии Владимира Шевырногова, ведь его душа с нами живет, пока мы его вспоминаем…»
«Сергей Сокрута, как всегда, на высоте! Людмила Беляева — многое понравилось, но все же те места можно было показать сочнее, грустнее, острее. Вадим Иванов — серия с балеринами очень понравилась (жаль, из этой серии нет новых работ). Анастасия Кичигина».
Свой зритель — это тот, что не только восхищается и все принимает, но удивляется, критикует, чего-то ждет — словом, любит.
Для кого-то Владимир Шевырногов стал открытием только сегодня. Мощь эпических фотополотен соседствует с камерной лирикой натюрморта. С книгой
и очками на подоконнике окна, распахнутого в изобильно цветущий черемуховый сад. Эта трогательная поэзия может быть нова для тех, кто знал опыты Владимира с фототехникой или его театральные циклы.
И Михаил Пахотин, мастер архитектурной съемки и городского пейзажа, предлагает нам знакомство, где он предстает в качестве пейзажиста-философа. Его работы из серии «Воды Ледовитого океана» с пометками о времени съемки (Оша, 03.2000 г., Туй, 10.2006 г. и т д.) — это новеллы на тему «Человек, природа, красота», это попытка за обыкновенным, скучным и будничным увидеть величие мира и божественное начало в нем.
На этом празднике выразительности и ярких экспериментов с композицией, цветом, техникой съемки никто не именует себя фотохудожником.
— Сказать про фотографа «художник» — это лукавство. То же самое в театре: артист или художник? Художник — тот, кто честно относится к творчеству, — говорит Михаил Пахотин.
— И что же тогда для вас фотография?
— Когда меня спрашивают: «Как у тебя на работе дела?» — я отвечаю: «Да я фотограф. Разве это работа?»
Они принципиально против пафоса…
Вот такую улицу сплотил когда-то Владимир Шевырногов — талантливый, неординарный человек с душой романтика. В 2003 году его друзья и соседи по Улице назвали выставку, посвященную 50-летию Владимира, «Продолжение следует…» А потом решили ежегодно добавлять к этому названию дату: 2006,2007. Нынешняя выставка с 29 марта будет показана в фотоклубе «Эра» по адресу: 10 лет РККА, 10, а потом отправляется в путешествие в Петропавловск казахстанский, в Новосибирск.
А затем… Продолжение следует.