Его руководитель омский краевед Владимир Селюк 15 лет вынашивал идею создания музея, и только осенью прошлого года его собрание омских древностей получило помещение, где они могут выставляться
ПОДРОБНОСТИ — ЭТО ИНТЕРЕСНО
Владимир Иванович — обладатель уникальной коллекции. 60 тысяч предметов старины! Всю свою жизнь наш земляк, восстановивший сибирскую биографию своего рода чуть ли не с основания Омска, собирал предметы и документы, которые в других семьях выбрасывали за ненадобностью. В 60-е-70-е годы люди легко расставались с антиквариатом, полированной фабричной мебелью заменяли резные дубовые шкафы своих бабушек-дедушек. С радостью переезжали в благоустроенные квартиры, не жалея о деревянных кружевах наличников в домах их предков. Но в каждом городе находились люди, которые пытались сохранить приметы прошлого, находя в них особое очарование. В Омске среди таких энтузиастов Владимир Иванович Селюк. Он приносил предметы старины в музеи, пока их соглашались брать. Однажды, например, в Музей изобразительных искусств целое окно — с наличниками и ставнями. Шел снос очередного дома, ему стало жалко терять красоту…
В коллекции Селюка — посуда, банки-склянки, утюги и самовары, шкатулки, перчатки, веера и пенсне, мебель и книги, ставни, двери, кованые решетки и замки. Он накопил огромное количество документов. Хранит письма и открытки, фотографии и дамские альбомы, метрики и купчие, дипломы и счета, журналы мод и старые газеты. И все это вместе взятое помогает в подробностях представить жизнь Омска за 200 лет.
ДОМ КАК ЭКСПОНАТ
Свои богатства Владимир Селюк демонстрировал омичам на выставках, мечтая о своем доме для коллекции. Под музей он давно присмотрел дом купчихи Евдокии Козьминой, где долгое время находилась подстанция Скорой помощи Куйбышевского района. Медикам в старом доме было тесно и неуютно, специалисты давали заключение о таком износе особняка, что якобы он не подлежит восстановлению. Наша газета писала о лукавстве подобных оценок: место-то завидное, в самом центре Омска, значит, очень интересное для коммерческих идей. А музей истории быта — идея культурная, несмотря на слово «быт» в названии. Через призму времени можно почувствовать поэзию быта.
Этот дом был построен в 1912 году. Есть предположение, что автором проекта был архитектор Терлецкий, построивший в Омске многие красивые деревянные здания в стиле «модерн», например, дом купца Кабалкина, в котором ныне находится музей «Либеров-центр». Подрядчиком стройки был купец Кулалаев. Это не ремесленная работа, а образец качественного и красивого строительства начала века. И было бы справедливо дом купчихи Козьминой сохранить, как и дом Кабалкина, доказывал В. И. Селюк многие годы. Специалисты знают: нет такого объекта, который нельзя было бы реставрировать. Было бы желание.
Оно появилось у нынешнего мэра Омска В. Ф. Шрейдера, который и подписал документы о создании в доме Козьминой филиала городского музея «Искусство Омска» с коллекцией экспонатов по истории быта.
Сам дом — главный экспонат. Затем — история семьи. Муж Евдокии Козьминой Александр рано умер. С ней остались сыновья Михаил и Матвей, дочь Капитолина. Большевики не церемонились с людьми, которые до этого почитались образцовыми хозяевами. Отняли и дом, и Васину заимку неподалеку от села Любино-Малороссы. В доме обосновалась революционная организация венгров, освобожденных в революцию из лагеря военнопленных. Руководил ею «красный мадьяр» Карой Лигети. Потом здесь открыли детскую больницу, еще позже — детсад, подстанцию Скорой помощи.
А Евдокия Егоровна в 1933 году умерла бездомной и в нищете. Наиболее благополучной оказалась судьба ее дочери Капитолины. Она была замужем за руководителем ТЭЦ-1 Михаилом Лебедевым. Истории семьи хозяев дома В. И. Селюк хочет посвятить специальную экспозицию.
Интересно, что заимка Козьминых тоже имеет музейное будущее. Здесь создается первый этнографический музей под открытым небом.
ПОДАРКИ ОТ ВСЕГО СЕРДЦА
Музей еще не работает, а омичи приносят сюда всевозможные редкости.
Врач-офтальмолог Владимир Васильев подарил пианино «Шмидт», которому более 100 лет. В. И. Селюк говорит, что у Евдокии Козьминой было подобное. Дочери строителя дома купца Георгия Кулалаева Валентина Георгиевна и Раиса Георгиевна преподнесли старинное трюмо, вазы, посуду, часы. И архив своего отца. Вдова Николая Васильевича Бисерова, корректора и художника Омского книжного издательства, передала книги, изданные в нашем городе, и фотографии.
Семья Василия Артамонова поделилась письмами и открытками с фронта.
Кстати, эпистолярным наследием омичей Владимир Иванович интересуется давно. Он не раз демонстрировал на выставках свои коллекции рождественских и пасхальных открыток, открыток с фронта. У него есть письма за 150 лет. Чем они интересны сегодня?
— Да ведь они рассказывают, как люди жили, — удивляется вопросу краевед. Раньше писали подробно, интересно. Ну вот, например, купец Дмитрий Егорович Пахотин по заданию Городской Думы ездил в 1897 году в Париж поинтересоваться мостом для Омска. И пишет он домой брату: «Здравствуйте, Андрюша и любезная сватьюшка! В Париже не очень уютно, холодно, в доме печки не топят…» Дело было в конце года, сибиряки любят, чтобы дома зимой было жарко натоплено, а французы экономят…
Еще одним интересным разделом музея может стать история русской эмиграции, тесно связанной с Омском — столицей Белого движения. Руководитель музея давно дружит с русскими парижанами, которые передали на родину множество материалов, в том числе архив художника Константина Маковского, материалы о кадетах. Селюк привез в Омск даже подлинник погребальной книги русского кладбища Сент-Женевьев де Буа с 1927 по 1958 год.
И УЛИЦА ВНОВЬ ВОЙСКОВАЯ
Осталось дождаться, когда бесценные свидетельства омской истории можно будет увидеть всем желающим.
Площадь дома — 300 кв. метров, но за музеем закреплено еще 1800. Можно сделать каретный сарай, погреба, можно перенести на эту территорию один из памятников архитектуры, предназначенный к сносу. Неподалеку расположен другой особняк, прекрасно отреставрированный под Музей К. П. Белова. В центре Омска появится патриархальный островок старины. И уже вернулось старое имя улицы, на которой стоит особняк Козьминой, — Войсковая. При советской власти была она Украинской, Театральной.
За 100 лет дом ни разу не ремонтировался. Сегодня ясно, что требуется не ремонт, а комплексная регенерация здания, и спонсорской помощью, которую оказывают возглавляемому В. И. Селюком Обществу коренных омичей омские бизнесмены, проблемы не решить. На встрече с журналистами в начале 2007 года директор департамента культуры города В. М. Демченко сообщил, что серьезная реставрация здания будет начата в нынешнем году.
До 300-летнего юбилея Омска еще есть время. Но готовиться уже пора, музеям — трудиться над изучением омской истории, в которой еще есть малоизвестные страницы. Музей истории городского быта мог бы стать центром подготовки к юбилею, а в будущем — энциклопедией жизни старинного города.