— Говорить, что молодежь у нас плохая, значит, снять с себя всю ответственность, — сказал губернатор Л. К. Полежаев на заседании совета глав муниципальных образований, где обсуждался проект решения совета «О перспективах реализации молодежной политики в Омской области. Развитие сети социальных служб для молодежи в муниципальных образованиях».
Надо сказать, что в отличие от федеральной власти областная не оставляла молодежь без внимания. В 1991 году администрацией области было принято положение об основных началах реализации молодежной политики области, организованы областной информационно-консультационный центр молодежи, областной центр социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи, филиалы которого расположены в одиннадцати сельских районах. Планируется открыть еще четыре. В 1996 году принят закон «Об основах реализации молодежной политики на территории Омской области». В этом году из областного бюджета на реализацию молодежной политики выделено средств больше, чем из федерального.
Сейчас, когда губернские власти решают проблемы в энергетическом, агропромышленном комплексах, жилищно-коммунальном хозяйстве, проблемы молодежи тоже не остаются в стороне. Пожалуй, самые насущные из них — это образование, трудоустройство, жилье.
Что касается образования, области есть чем гордиться. В этом году 345 выпускников школ стали золотыми медалистами. 130 тысяч молодых людей обучаются в средних специальных и высших учебных заведениях.
Но не все так хорошо, как хотелось бы. Образование, которое закреплено законом как общедоступное и бесплатное, превратилось для некоторых директоров школ в вотчину, с которой они собирают оброк. Практически во всех школах стало нормой тестирование шестилеток в первый класс. Нередко выпускников девятых классов переводят в следующий только за деньги. По результатам прокурорской проверки директора двух омских школ за подобную самодеятельность предстали перед судом.
Все это — факты, нарушающие права гражданина на получение образования. Впрочем, это не только вопрос законности или незаконности.
— От морали учителей и врачей зависит и нравственное здоровье общества, -сказал губернатор.
А о каком нравственном здоровье можно говорить, если ребенку, который едва переступает порог школы, учитель сразу выставляет счет?
Другая проблема молодых — трудоустройство. К сожалению, многие руководители сельских акционерных обществ отказываются принимать на работу молодых специалистов. Мол, я лучше Ивана с четырьмя классами образования найму. Умных мне не надо.
От такого местнического подхода страдает отрасль. Не хватает грамотных специалистов. Не из кого воспитывать новых руководителей. Пожалуй, выправить эту ситуацию может только волевое решение. Поэтому на заседании губернатор предложил разработать механизм закрепления и поддержки молодых специалистов на селе.
Одним из его пунктов будет предоставление жилья. Собственная квартира, дом -вечная проблема молодых людей. В области уже работает программа жилищного строительства, где областная администрация содействует в получении кредита на 70 процентов стоимости жилья, который возвращается в течение десяти лет. Оставшиеся 30 процентов вносит участник программы. Но не у всех молодых специалистов есть возможность внести тридцать процентов. Л. К. Полежаев предложил решить этот вопрос за счет бюджетных средств.
— Иначе, — сказал он, — программа свернется к обеспечению жильем уже обеспеченных.
Проблемы устройства молодых, конечно, важны. Ведь всегда хочется, чтобы наши дети жили лучше нас. Дети — это наши внуки, правнуки. Но что ждет их в будущем, если мы воспитаем Иванов, не помнящих родства.
Сегодня различные секты, как могут, завлекают к себе людей без веры. Еще недавно понятия «патриотизм», «гордость за страну» вызывали у подростков усмешку. Молодежи, как никогда, нужна идея, которая воспитает у них чувство патриотизма, уважения и любви к Родине.
Это не значит, что нужно возрождать организацию, подобную комсомолу, но власть не должна стоять в стороне от формирования общественного сознания молодежи. Так как нашу молодежь воспитывает власть и система образования, система общественных и политических ценностей.