«Сколько кануло, сколько сгинуло»… За годы советской власти Омск потерял не один архитектурно-исторический памятник. Переписывая историю заново, тогдашние вожди не особо задумывались над сохранением культурного наследия, выраженного в камне. Так, по легенде, одному из первых секретарей обкома КПСС не понравился вид из окна его квартиры. И при помощи танков в груду кирпича превратились Тарские ворота Омской крепости. Историческая справедливость восторжествовала лишь в девяностые годы прошлого столетия, когда этот памятник архитектуры, истории и культуры был вновь восстановлен. Как восстанавливается сейчас и Успенский собор, разрушенный в угоду политической конъюнктуре в тридцатые. А чтобы вновь ничего не пришлось восстанавливать, создавая, как бы то ни было, но все же новоделы на месте утраченных оригиналов, к оставшимся необходимо относиться с максимальным почтением и уважением.
Поэтому не случайно, что на последнем заседании архитектурно-градостроительного совета, где среди прочих рассматривался и эскиз застройки улицы Бударина в границах улиц Партизанской — Гагарина — Ленина и Либкнехта, к автору проекта у членов совета возникло немало вопросов. К счастью, сносить в этой исторической части города памятники архитектуры никто, естественно, не собирается, но тем не менее главным вопросом стало то, как вписать новостройки в уже сложившуюся архитектурную среду. Не нарушая, понятное дело, ее облик. И речь, прежде всего, идет о тыльной стороне улицы Ленина, которая в свое время в смысле застройки носила чисто утилитарные функции. Это были какие-то склады с черными входами и лестницами, входящими в явный диссонанс с парадными фасадами. Многие годы эту изнанку от взора омичей и гостей нашего города скрывал забор. Забор давно уже убрали, а открывшийся вид ничуть не украсил городской ландшафт. По общему мнению членов градсовета, эту прореху на карте города необходимо залатать. Но, понятно, с учетом архитектурных особенностей центральной части. А именно, возможной этажности вновь возводимых здесь зданий. В частности, сомнения вызвала в представленной концепции необходимость строительства семиэтажного комплекса. Логичнее было бы ограничиться здесь тремя, максимум четырьмя этажами. И не более.
В задачу проектировщика не входило оформление фасадов будущих зданий, а лишь проработка общей концепции застройки. Тем не менее, члены градостроительного совета единодушно высказались за то, чтобы эти здания не выпадали в своем стилевом решении из архитектурно-исторического контекста данной территории. Вызвало сомнение и недостаточное количество предусмотренных проектом парковочных мест для автотранспорта. Тем более что предлагаемая заказчиками (среди них «Омтор», фирма «Акция», «Летур-Центр» и ряд других) к застройке территория предназначается под торговые и торгово-офисные центры. Что, без сомнения, привлечет сюда еще больший поток транспорта. Не решен в проекте также вопрос и с разворотной площадкой для обшественного транспорта на улице Бударина. Впрочем, как и транспортный вопрос вообще: из проекта не очень понятно, как можно будет выехать с улицы Гагарина и как будет решена проблема улицы Либкнехта, по которой уже сегодня невозможно проехать. А что будет тогда, когда здесь появится целый ряд торговых и офисных зданий? По мнению же некоторых членов градсовета, торговых площадей на этом участке и без того достаточно. Но переориентировать заказчиков на строительство чего- то иного по своему предназначению удастся вряд ли, поскольку земельные участки ими выкуплены. И, надо полагать, за очень приличные суммы. А бизнес, хотим мы того или нет, ориентирован на получение прибыли. А что, как не торговля приносит оборачиваемость средств и хороший экономический эффект? Не увидели члены градсовета в представленном проекте и разделения пешеходных потоков. Что тоже немаловажно. Правда, положительно была отмечена идея создания подвесных пешеходных мостиков, соединяющих действующий комплекс «Летура» с остановочным павильоном на Гагарина.
Если подводить итог состоявшемуся обсуждению, то члены градостроительного совета в целом решили поддержать проект. Но при этом обратили внимание автора на высказанные замечания и предложили доработать его с учетом этих замечаний.