ПОДНИМИТЕ ВЕКИ!

ПОДНИМИТЕ ВЕКИ!

«Не дай мне Бог сойти с ума», — думаю я, утром покидая дом. «Я без ума от куриных кубиков», — безмолвно кричит разрисованная домохозяйка с рекламного баннера рядом с моей пятиэтажкой. «Начни жизнь заново. Купи унитазы нашей фирмы», — призывает вывеска в витрине магазина, который когда-то был продуктовым. «Ключевая распродажа счастья», — сообщает листовка, которую мне вручает угрюмый молодой человек. Визуальная атака началась. Большой Брат следит за тобой с обложек журналов, баннеров, экранов телевизоров, с глянцевых квитков в твоем почтовом ящике... У него сто тысяч имен, среди которых Реклама, Телешоу, Блокбастеры, Спам... Он повсюду.

Современное визуальное искусство самое искусственное из всех видов искусства. Художникам сложно усидеть на этой взъярившейся комете. Поэтому многие из них предпочитают передвигаться по старинке. «Наш бронепоезд идет в Светлое Будущее. Следующая остановка — Пейзажная», — слышится им.
Тот, кто адекватно отреагировал на происходящее, почему-то живет не в нашей стране. Это за бугром гремят имена Уорхолла, Вазарелли, Кунса, Баскиа. Это там, за бугром. А у нас в низине — в белокафельных мастерских творят пейзажисты и натюрмортщики.

14 марта в галерее «Квадрат» подул свежий ветер. Художники Косой Снайпер и Детский Мир (в миру Сергей Клевцов и Дамир Муратов) отправили в запасники старые идеалы и на обрывках картонных коробок нарисовали новые плакаты. Телевизор, пожирающий человека, амазонки, увозящие Микки Мауса со связанными руками в сельву, голубое небо, в котором вместо облаков — вертолеты… Это и многое другое — те образы, которые живут на полотнах Клевцова и Муратова. Спорт, терроризм, насилие, нагота, мода, глобализация, шоу-бизнес — это то, что заставляет реагировать художников. Щиты, которыми прикрываются Дамир и Сергей от всепожирающей агрессии окружающего мира, раскрашены яркими красками. Изображения на них — ироничны. Но над кем смеемся? Над собой смеемся», — заявляют они.

Признаюсь честно: год назад, когда я познакомилась с творчеством Муратова и Клевцова, я была в шоке.

Например, долгое время на вопрос: «Что самое ужасное на свете?» — я бы не задумываясь, ответила: «Картины Сергея Клевцова». Более того, совсем недавно я сидела в гостях у одного знакомого художника и, излишне эмоционируя, и, заламывая руки, говорила: «Ну ведь это же ужас!» На что знакомый художник хитро усмехнулся и сказал: «Вот уже год прошел с выставки, а тебе эти картины до сих пор покоя не дают! Значит — задевают, значит — ты не осталась равнодушной. Значит — не прошла мимо и не забыла о них. Для художника самое главное, чтобы он не остался незамеченным и своими работами вызвал у публики эмоции. И не важно какие: положительные или отрицательные…»

Я буквально остолбенела после этих слов. Знакомый художник попал в яблочко.

Спустя год я по-прежнему могу сказать: работы Клевцова и Муратова не доставляют удовольствия. Они — будоражат. Мимо них я не могу ходить равнодушно. Для меня они — красная тряпка для быка. Поэтому советовать сходить на их выставку для того, чтобы получить удовольствие, я не буду. Сходите лучше в Музей Врубеля посмотреть на Васнецова и Шишкина, Но если вы хотите задуматься, если вы хотите сдвинуть тромб из мыслей в голове — это в «Квадрат»…