До революции этот купол не был золоченым. Есть предположение, что у строительного комитета не хватило средств, и пришлось ограничиться тем, что все купола покрыли оцинкованным металлом, а впоследствии позолотили только подкрестные вершины куполов. Но один из храмов — архитектурных «предшественников» — Исаакиевский собор имеет огромный золоченый купол. Скорее всего, и архитектор Э. Виррих желал такого же завершения центрального барабана, и омичи были бы не против, да не вышло. Вся история строительства Успенского кафедрального собора — это еще и история поиска средств.
А сегодня новые технологии позволяют создавать эффект золотых куполов, когда на нержавеющий металл наносится нитрит-титановое покрытие. Золотые купола создавали специалисты компании «Агростройкомплект». У них уже есть опыт такой работы. Здесь изготавливали купола для Христорождественского собора на Левобережье, для храмов Исилькуля, Тюкалинска и других райцентров Омской области, огромного собора в Ханты-Мансийске.
Освоение нового дела началось с того, что генеральный директор компании «АСК» Валерий Кокорин сутки провел в главном храме России — храме Христа Спасителя. При его воссоздании была опробована технология нитрит-титанового покрытия, но предприятие-производитель осваивало новшество в режиме эксперимента, в результате столичный храм получил купола оранжевого оттенка. Хотелось избежать ошибок, и это удалось во время строительства компанией первых храмов, а к изготовлению куполов для Успенского кафедрального собора технология уже была отработана, Гигантский купол диаметром 13 метров создавался на глазах омичей. На каркас крепились пластины-чешуйки. Рядом в вагончике рабочие вырезали пластины и на станке загибали края. Зима, на улице холодно, в вагончике тепло. Рабочие-слесари менялись местами. Кропотливым трудом занимались 15 рабочих во главе с бригадиром Виктором Регером. Требовалась большая точность в работе. Отступление всего-то на пару миллиметров неизбежно повлекло бы за собой сбой в идеально ровном рисунке пластин.
Рождение купола вызывало возвышенное настроение.
— Омск переживает удивительные дни, — говорил, выступая на презентации очередных томов Полного собрания сочинений И. А. Бунина, директор издательства «Воскресенье» Георгий Пряхин. — У вас солнце на земле, вровень с человеком. И пока купол не вознесся вверх, он живет с нами земной жизнью и заботами, мы имеем уникальную возможность видеть, как рождается солнце, как оно поднимется в высоту, займет свое место над храмом и над городом.
Говорят, что в старину золотить купола было привилегией Византии и России. Путешествующие по Европе много видели храмовых сводов с зеленью из-за окисления меди, которой они покрыты. А Москву называли златоглавой.
— Дорого строить церкви с золотыми главками, — говорит Валерий Кокорин. — И не в каждой стране были мастера, которые владели искусством раскатки золота.
В центральном куполе кафедрального собора отражаются небо, солнце и окружающий пейзаж. Фотографы, пока купол стоял на земле, сделали редкостные снимки, запечатлевшие эти отражения. Настала пора расставания. В канун подъема на вечерней службе у храма митрополит Омский и Тарский Феодосии совершил чин освящения купола. Потом все собравшиеся обошли купол, прикладываясь к нему рукавами, — это было похоже на рукопожатия, когда провожают близкого человека в дорогу, на пожелание: «Счастливого пути!». Была непогода, шел снег, но владыка сказал: «Это, Божья благодать…»
А на следующий день ударил морозец, на небе сияло солнце. Но сильный ветер, порывами до 29 метров в секунду, очень тревожил строителей. Купол, как парус ловит, ветер, движение в воздухе должно быть только по намеченному плану. Генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов принял решение сделать пробный подъем на несколько метров от земли, чтобы понять, как поведет себя 22-тонная громадина в воздухе. После этого купол дополнительно укрепили канатами, которые держали на земле рабочие. Звонарь Владимир Маловечкин ударил в колокол. В это время купол оторвался от земли и поплыл в воздухе. Вновь, как это уже было с водружением шатра и креста колокольни, опалубки центрального свода, на стройплощадке работал 400-тонный кран «Liebherr» строительной организации ОМУС-1. Единственный за Уралом гигант с компьютерным управлением ни разу не подвел, не ошиблись и проектировщики сложнейших операций подъема.
Колокольный звон и пение молитв сопровождали процедуру, которая продолжалась 45 минут.
Об этом событии заранее объявили по радио, и большое число омичей, несмотря на рабочий день, пришли полюбоваться небывалым зрелищем. Почти весь коллектив Областной библиотеки им. Пушкина, автобус привез сотрудников НПО «Мостовик». Родители и дедушки-бабушки взяли с собой детей. В солнечный день чувствовался особый подъем в городе.
— Не все знают, но это так: колокол резонирует с крестом, и колокольным звуком
осеняется все пространство вокруг — крестится, — говорит Валерий Кокорин. — А золотой купол олицетворяет горящую над городом свечу.
Самая большая свеча главного храма уже возжжена в Омске. В канун Пасхи 2007 года.