"МОСТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ" ИЛИ МОСТ В НИКУДА?

«МОСТ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ» ИЛИ МОСТ В НИКУДА?

Заметно оживились работы на строительстве метро-моста в створе улицы Фрунзе. Более того, после многолетнего затишья (долгострой длится еще с 1993 года) этот объект превратился в главную городскую стройку - губернская власть приняла решение сдать новый мост через Иртыш в 2003 году

«Мост тысячелетия», как его сегодня громко именуют, будет по-своему красив, уникален и значим. Он не только свяжет промузел Октябрьского округа и центр города со «спальным» Левобережьем, но и порядком разгрузит своих собратьев у телецентра и Ленинградской площади, которые, увы, стареют, ветшают, требуя все более сложного, длительного и затратного ремонта…

Достроить мост за два года — архитрудно. Но, по всей видимости, возможно. Во всяком случае, взятый с начала года строителями темп, а также обещанное финансирование из федерального бюджета позволяют надеяться, что дело тут будет доведено до конца — ввода в эксплуатацию этого грандиозного двухъярусного транспортного комплекса (сверху — для автомобилей, снизу — для поездов метро). К слову, цена вопроса (стоимость моста с подходами) — два миллиарда рублей. Почти годовой бюджет Омска.

За пять месяцев с момента возобновления строительства сделано уже немало. Построена подводная часть четвертой опоры, расположенной на середине Иртыша, и как только уровень воды спадет, работы на ней будут продолжены. Остальные бетонные опоры — «быки», как называют их строители, — в стадии завершения. На левом берегу готовится площадка, где будут монтироваться пролеты (напомним, общая длина моста около полутора километров, из них 660 метров — полотно над рекой). Сейчас идет активная поставка металлоконструкций из Кургана, в том числе балок длиной в 32 метра, из которых будут «составляться» пропеты. Говорят, на август запланирована сварка первого стыка на будущем мосту, а к концу года подрядчик — «Омскстроймост» — должен будет выдать и первый готовый пролет. Но …

Вот об этом «но» и надо бы крепко подумать уже сегодня. С завершением строительства моста и подходов к нему произойдет серьезное перераспределение транспортного потока в городе. Расчетная интенсивность движения по «мосту тысячелетия» в створе улицы Фрунзе — 3600 машин в час пик в одном направлении! Выдержит ли существующая ныне улично-дорожная сеть центральной части Омска такую нагрузку? Вряд ли?

Можно, к примеру, вспомнить, что по комплексной транспортной схеме, разработанной институтом «Гипрокоммундортранс» еще в 1974 году, к 1990 году (первоначальный срок сдачи моста через Иртыш) должны были быть построены и реконструированы общегородские магистрали — улицы Орджоникидзе, Герцена, 24-я Северная, Красный путь, Фрунзе, Госпитальная, 7-я Северная, Кемеровская — Октябрьская. Причем эта программа была рассчитана на уровень автомобилизации -180 машин на тысячу жителей. А сейчас на тысячу омичей приходится уже более 240 авто. Средняя ширина дорог должна бы составлять 17,2 метра, но она и поныне — девять с половиной…

Значит, нужно предпринимать меры, которые позволят повысить пропускную способность улиц и перекрестков. С «пакетом» предложений на этот счет и выступил на недавней коллегии администрации города главный архитектор Омска А. Каримов. Градостроители разработали поэтапную комплексную программу совершенствования транспортной сети и организации дорожного движения в центральной части областного центра. Она предусматривает строительство и реконструкцию дорог и дорожных сооружений, светофорных объектов, подземных пешеходных переходов, оптимальное размещение остановок общественного транспорта, модернизацию и развитие АСУД.

К примеру, на первом этапе (эти мероприятия, по мнению градостроителей, должны предварять строительство правобережных подходов к мосту) необходимо обновить магистраль Кемеровская — Октябрьская от набережной Тухачевского до улицы Госпитальной (длина участка более 2,7 километра), реконструировать и проезжую часть набережной, провести ремонтно-строительные работы почти на километровом участке улицы Фрунзе. Ориентировочная стоимость всего — 22,5 млн. рублей. Однако это позволит существенно повысить пропускную способность.

На втором этапе необходимо будет провести расширение проезжей части Красного пути — до 22 метров, Волховстроя, Булатова, Рабиновича — до 9 метров, Орджоникидзе, Герцена, Гусарова, Госпитальной -до пятнадцати. А также построить транспортную развязку в двух уровнях на пересечении улиц Фрунзе и Красный путь. На завершающей стадии (к сдаче метромоста) под «ревизию» попадут магистрали Баррикадная — Гагарина, Маршала Жукова — Подгорная — Омская — 10 пет Октября, Интернациональная -Гусарова и ряд других, что позволит оптимизировать транспортную структуру центра города, вывести из этой части весь грузовой транспорт, продублировать наиболее загруженные улицы, рационально распределив все автопотоки.

На все эти мероприятия потребуется в общей сложности около 300 млн. рублей. Однако финансовая сторона проблемы оказалась пока вообще неясной. Из каких источников будут изыскиваться средства на «дорожную революцию»? На каких участках должен быть задействован бюджет развития города, а где можно и нужно привлечь деньги территориального дорожного фонда? Как проецируется предложенная схема на сеть инженерных коммуникаций центра? Вопросы, вопросы… Но в любом случае ясно: без кардинальных перемен в организации дорожного движения в центральной части Омска будущему «мосту тысячелетия» уготована незавидная участь.