"КРАПИВУ" РАСКУПОРИЛИ, ДЕЛО ЗА ТРУБОЙ

«КРАПИВУ» РАСКУПОРИЛИ, ДЕЛО ЗА ТРУБОЙ

О ТОМ, что на севере омского Прииртышья есть нефть и газ, знали давно. Но в советские времена экономическая политика была направлена на развитие тюменского Севера, а Омской области отводилась роль кормильца, переработчика и оборонителя

Сюда были стянуты мощные оборонные производства, до 80 процентов всего валового продукта региона приводилось на военно-промышленный комплекс. Аграрный сектор был вторым по значению, следующее место занимала нефтепереработка и нефтехимия. О разработке полезных ископаемых севера никто не смел и помышлять. Поэтому тот факт, что 17 июня Омская область вступила, наконец, в клуб нефтедобывающих регионов России, переоценить трудно.

В ЭТОТ день на Западно-Крапивинском месторождении нефти, расположенном в Тарском районе области, началось бурение первой промышленной скважины.

Первым о промышленной добыче нефти заговорил Леонид ПОЛЕЖАЕВ, пришедший в органы исполнительной власти области в 1989 году, а на следующий год возглавивший ее. Уже в начале 90-х взоры омского губернатора устремились на север. Именно там, по его мнению, лежали перспективы экономики региона, его будущее. Но средств на освоение природных богатств таежных районов не было. Эта возможность появилась лишь с появлением и становлением Сибирской нефтяной компании, инициатором создания которой был также Леонид Полежаев.

Сегодня, прочно встав на ноги, «Сибнефть» взялась за развитие дальних уголков ставшего ей родным края. В прошлом году компания выиграла тендер на освоение Западно-Крапивинского нефтяного месторождения, извлекаемые запасы которого оцениваются в 7,5-9 миллионов тонн. Этим «Сибнефть» застолбила для себя новый источник качественного сырья, максимально приближенный к ее перерабатывающим мощностям — Омскому НПЗ.

Для Омской области это играет огромную роль. Ее ВПК по известным причинам занимает уже далеко не прежнюю долю в промышленном производстве, сельское хозяйство исчерпало возможности роста — в силу климатических условий существенно больше достигнутого производить селяне не могут. Перспективы дальнейшего развития региона заключаются в освоении природных богатств. Кроме того, Омск испытывает избыток рабочей силы, сокращенной с оборонных заводов, а потому очень важно создать на севере альтернативный промышленный центр, вернуть людей в края, с которых начиналось Омское Прииртышье и которые они оставили, переселясь в требовавшую рабочих рук столицу края.

Поэтому «откупорка» «Крапивы», как называют нефтяники начало бурения первой скважины, стала для области поистине историческим событием. Это не только дополнительные поступления в бюджет (а до конца года один лишь Тарский район получит не менее семи миллионов рублей налоговых отчислений), но и крупные инвестиции в инфраструктуру всегда бывшего дотационным района, его социальную сферу. Согласно условиям тендера и собственным потребностям «Сибнефть» построит дорогу к месторождению, протянет линии электропередачи, реконструирует Тарский аэропорт, поможет району в завершении строительства водозабора, создании театра. «Крапива» — это и дополнительные и хорошо оплачиваемые рабочие места, в которых также остро нуждаются тарцы.

Примерно через полтора месяца буровики пройдут 2800 метров, на глубине которых залегает основой пласт нефти, и «черное золото» пойдет по тарской земле. На первом этапе освоения месторождения здесь планируется заложить еще шесть скважин и провести геологоразведку для будущих. По словам президента «Сибнефти» Евгения ШВИДЛЕРА, за год компания планирует добыть на Западно-Крапивинском месторождении 300 тысяч тонн нефти, а в последующем — выйти на уровень добычи миллиона тонн в год. Сейчас «Сибнефть» рассматривает варианты ее доставки: врезку в магистральный трубопровод «Транснефти» либо прокладку к Омскому НПЗ новой трубы протяженностью 400 км.

Но вполне вероятно, что на этом история омской нефти не закончится. По мнению президента СО РАН Николая ДОБРЕЦОВА, в области есть еще два-три участка с залеганием промышленных нефтяных пластов. А значит, омичи останутся в почетном клубе нефтедобытчиков.