СТРОИТЕЛЬ ДВОРЦОВ

СТРОИТЕЛЬ ДВОРЦОВ

Как говорил герой одной популярной эстрадной миниатюры, у каждого города есть достопримечательности. Среди символов нашего города далеко не последнее место занимает пожарная каланча у почтамта

Тот, кому приходится более или менее часто мимо нее проходить, возможно, обращал внимание на мемориальную доску, на которой значится имя создателя этого памятника — архитектора Илиодора Хворинова.

А меж тем каланча — это далеко не все, что создал Хворинов. Его творения в общем-то и составляют исторический центр нашего города: дворец-магазин Шаниной (ТД «Любинский»), музей Русского географического общества (реставрационные мастерские по ул. Музейной), городской театр (Омский государственный театр драмы), гостиница «Россия» («Октябрь»), женское епархиальное училище (ветеринарный институт).

«БЛЕСК ИМПЕРИИ»

Он родился в Санкт-Петербурге в 1835 году. Закончил Петербургское строительное училище. Архитектурное влияние Санкт-Петербурга до конца жизни будет звучать в творениях Хворинова. В 1856 году в молодой архитектор в чине коллежского асессора был распределен в Пермскую губернию, где проработал двенадцать лет. По-видимому, за это время Хворинов сумел зарекомендовать себя. В 1868 году его назначают губернским и ярмарочным архитектором Нижегородской губернии. Архитектору выпала уникальная возможность формировать облик третьего по значению города Империи и крупнейшего в мире выставочного комплекса — Нижегородской ярмарки. Двадцать шесть лет Илиодор Геннадиевич отстраивал город-памятник, город-легенду — Нижний Новгород.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

До сих пор непонятно, что заставило заслуженного инженера и архитектора переехать из блистательного Нижнего Новгорода в необустроенную пока еще Сибирь. Может быть, не давали покоя новые идеи, может быть, на то была воля столичных чинов. Так или иначе в 1894 году Хворинов появляется в Омске. Он отдал нашему городу двадцать лет. Они пришлись на бурный рост Омска. Открылась Транссибирская магистраль. Омск стал коммерческой столицей Западной Сибири и Степного края. Со всей России сюда стекались люди и капитал. И одно за другим поднимались каменные хоромы новых контор, складов, школ и гостиниц.

Хворинову досталось широкое поле деятельности в самом прямом смысле этого слова, ибо степной Омск в те времена был довольно-таки пустынным: большей частью деревянные домики, несколько каменных церквей и редкие административные здания.

«ДВОРЕЦЪ ШАНИНОЙ»

Появление в городе столь именитого архитектора с большим оживлением было воспринято омичами. К Хворинову потянулись богатые заказчики. В 1898 году был «сдан в эксплуатацию» шикарный магазин Шаниной, ставший символом расцвета омской торговли. Посетители сразу окрестили магазин «Шанинским дворцом».

Большинство омских магазинов и лавок в то время представляли собой довольно убогое зрелище, поэтому Шанина хотела, чтобы ее магазин был по-столичному нарядным. И Хворинову удалось потрафить вкусу заказчицы. Шанинский магазин до сих пор остается самым эффектным и заметным сооружением на правой стороне Любинского проспекта.

Первый этаж и один верхний зал занимал сам магазин. Для удобства покупателей он имел два входа: один внизу, с угла, другой наверху, со стороны Любинского проспекта. Оставшуюся часть второго этажа Хворинов спланировал под квартиру самой хозяйки, туда вел висячий мостик с ажурной кованой решеткой, который существует до сих пор.

Новый магазин привлекал массу клиентов. Первые витринные стекла в Омске, привезенные из Австрии, давали обилие света в торговых залах, где у прилавков для покупателей стояли венские стулья. Товары лежали в огромных шкафах, увитых ручной резьбой. В темное время суток залы освещались трех и шестиламповыми люстрами с колокольчиками.

МУЗЕЙ

А первым хвориновским сооружением в Омске было деревянное здание музея Западно-Сибирского отдела императорского Русского географического общества. Его возвели годом раньше дворца Шаниной.

Вопрос о его строительстве ставился давно, ибо сам отдел и его музей постоянно переезжали с места на место. Это сказывалось на работе отдела и состоянии коллекции: предметы разрушались, терялись, а большая часть привезенного из экспедиций вообще не распаковывалась.

Омичи сразу оценили всю прелесть и удобство нового здания -буквально за несколько лет количество посетителей возросло до 4 тысяч в год.

Перед входом в здание музея посетителей встречали две больших статуи львов-собак, по-китайски именующиеся как «ши-цзы». По буддийской мифологии, они охраняют престол Будды, оберегают его от злых духов, олицетворяя законность и порядок.

«ГОРОДСКОЙ ТЕАТРЪ»

Летом 1901 года на Базарной площади состоялась закладка нового и главного творения великого архитектора — городского театра. 24 сентября 1905 года театр принял первых зрителей. Здание вышло массивным, с четко выдержанными пропорциями. Кстати, свой нынешний облик: скульптуры, барельефы, оштукатуренные фасады театр приобрел уже после смерти архитектора — в 1915 году. До этого времени он был кирпичным с тонкими белыми полосками раствора.

К сожалению, при проектировании театра Хворинов допустил досадную ошибку — зрительный зал оказался слишком вытянутым по овалу. Из-за этого зрителям боковых лож, особенно верхних, до сих пор неудобно смотреть на сцену.

ПОСЛЕДНИЙ СИМВОЛ

В 1912 году по заказу городской управы и омских пожарных Хворинов приступил к созданию проекта городской пожарной каланчи. Вскоре начали ее строительство. Архитектор не стал усложнять казенное здание каким-то декором. Он построил каланчу в духе старинных русских церквей, главным декоративным элементом стала фигурная кирпичная кладка.

Архитектор не дожил до торжественного открытия городской каланчи. Илиодор Геннадиевич Хворинов умер в 1914 году на 79 году… Похоронили архитектора на Казачьем кладбище. Его могила не сохранилась.