Самый известный омский дизайнер считает, что мода — это игра, где успех в равной степени зависит от таланта, удачи и фантазии.
КОЛЛЕКЦИИ НАШИХ ДИЗАЙНЕРОВ ВЫЗЫВАЮТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ШОК
— Галина Васильевна, принято считать, что мода возможна только в столицах. В провинции ее просто не может быть. Но высокий уровень омских дизайнеров признают такие авторитетные эксперты моды, как Татьяна Михалкова, Эвелина Хромченко, Александр Васильев. И судя по тому, как складывается карьера некоторых наших модельеров — это не дежурные комплименты. Чем тогда можно объяснить феномен омской школы дизайна?
— Для меня это не новый вопрос. О феномене омской школы дизайна говорят не только в России, но и в Европе. Когда-то, в начале моей деятельности е качестве заведующей кафедрой дизайна костюма Омского технологического института, преподаватель Московского текстильного института, мэтр в теории моделирования Татьяна Козлова сказала: «Моды в Сибири нет. Зачем вам открывать институт»? Меня это очень сильно обидело. Поэтому я и мои коллеги решили доказать, что в Сибири тоже есть высокообразованные, талантливые люди, которые могут научить студентов искусству дизайна. За время существования нашего института, а у нас уже 25-й выпуск, мы подготовили двух профессоров, восемь доцентов. Тринадцать наших выпускников являются членами Союза дизайнеров России. Кроме того, уже три года Омский институт сервиса проводит семинары для преподавателей дизайна. И если на первый семинар из разных вузов приехали 16 преподавателей, то последний собрал уже 50.
— Инициатором проведения в Омске регионального этапа международного конкурса «Русский силуэт» был Омский государственный институт сервиса. Конкурс необходим был для создания имиджа омской школы дизайна или были поставлены другие цели?
— Конкурс необходим не только для того, чтобы показать, что мы сделали за год. Для нас, преподавателей, не менее важно, чтобы студенты увидели, как их идеи воплотились в жизнь, научились работать с манекенщицами, режиссером. Имели представление о том, как выглядят модели на подиуме.
— Говорят, сильных судят сильные. На конкурс «Русский силуэт» в Омск всегда приезжают известные дизайнеры. В этом году в составе жюри была представитель европейского центра моды Copenhagen fur Наталья Туровникова. Как она оценила работы студентов-дизайнеров?
— Наталья Туровникова — признанный эксперт в области моды. Поэтому ее мнение было очень важно и для студентов, и для преподавателей Омского института сервиса. Я думаю, что после эстетического шока, который, по ее признанию, она получила на конкурсе, Наталья Туровникова станет почитателем омской школы дизайна как Татьяна Михалкова, Эвелина Хромченко, Владимир Бухинник.
— Некоторые зрители, тоже, наверное, испытали эстетический шок, когда на показе коллекции Катерины Сливы «Ботанический сад» на подиум вышли манекенщики, одетые в какое-то подобие дамского белья…
— По поводу этой коллекции одна моя давняя подруга сказала, что мужчины должны оставаться мужчинами даже на подиуме. А мои студенты пропагандируют женоподобных, рафинированных индивидов. Но, извините, дизайнер — это пионерская профессия. Пионеры — это первопроходцы. Они идут вперед, прокладывая путь другим. Дизайнеры чувствуют время, реагируют на него. Дизайнерские идеи опережают время. Ведь возникла у Кати Сливы идея сделать именно такую коллекцию. Для нее это эксперимент. Но, с другой стороны, посмотрите, что происходит в обществе. Мужчины становятся более женственными, различия между полами стираются. Это социальное явление, и оно нашло отражение в коллекции. Кстати, в любой дизайнерской коллекции должно присутствовать не менее 25 процентов чистых креативных идей.
— Модели с конкурсных показов покупают?
— Самое интересное, что почти все модели с конкурсных показов продаются. Как правило, через год после показа у дизайнера не остается ни одной коллекции.
— А существуют ли критерии оценки дизайнерских коллекций?
— Один раз подобный вопрос задали Эвелине Хромченко. Она ответила: «Мы профессионалы. Поэтому доверьтесь нам, и мы выберем достойных».
ВЫПУСКНИКИ БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНУТСЯ
— Галина Васильевна, на прошедшем в Омске международном фестивале «Формула моды» обсуждалась проблема дефицита кадров для легкой промышленности. В Омске ситуация не лучше, чем в других городах. Хотя у нас
есть свой институт…
— Для любого человека, тем более творческого, важно найти интересную работу и чтобы за эту работу платили достойную зарплату. К сожалению, в нашем городе не могут этого предложить, поэтому молодые дизайнеры и уезжают в Москву, Санкт-Петербург. Кстати, представители московских фирм специально приезжают к нам в институт на защиту дипломов и набирают специалистов. Наших выпускников можно встретить от Владивостока до Калининграда. Мы готовим специалистов-универсалов, которые могут работать с дизайном интерьеров, в рекламном бизнесе, преподавать в художественных школах. Поэтому меня больше волнует проблема обучения студентов, чем их трудоустройство.
— К сожалению, не все омские предприятия, выпускающие товары народного потребления, могут позволить себе хороших дизайнеров…
— А вы знаете, что некоторые руководители предприятий берут дизайнеров на три месяца, якобы на испытательный срок, платят копейки, а потом сообщают, мол, испытательный срок не выдержан, придется расстаться. И таким образом экономят на дизайнерах.
— Но почему тогда в Омске не гремят имена вроде Юдашкина с эксклюзивными дизайнерскими коллекциями?
— Проблема наших выпускников в том, что их уровень в понимании тенденций моды, ее развития соответствует европейскому. А Сибирь все-таки немножко консервативна по отношению к моде и не совсем готова к восприятию новых тенденций. Когда уже все определено, напечатано в журналах и показано по телевидению, только тогда наш потребитель реагирует на ту или иную тенденцию. А дизайнер как раз эти тенденции и создает. В Москве или Санкт-Петербурге потребитель более отзывчивый, он быстрее воспринимает новые направления. И это еще одна из причин, почему наши выпускники уезжают в столицу.
— Тогда почему бы не создать модный дом, где были бы представлены работы выпускников ОГИС в Омске?
— Кто его будет создавать? Предприятия, которые организовали наши выпускники, можно пересчитать по пальцам. Это «Легалис» Андрея Сергеева, «Артишок» Алены Бенедиктовой и Алены Ванюшкиной. Но им очень трудно. Они не пришли на готовую производственную площадку, а вложили в бизнес все свои силы, средства.
Выходит, все упирается в деньги?
Чтобы создать модный дом, нужны огромные средства. Не было бы Юдашкина, если бы в него не вложили деньги. Мода – это тот же шоубизнес. Дизайнеру нужна раскрутка. Когда-то модный дизайнер Алена Ахмадулина и наша выпускница Алена Амарцева на конкурсе «Адмиралтейская игла» обе получили гран-при. Но Ахмадулина удачно вышла замуж и в ее раскрутку были вложены серьезные средства, поэтому ее имя и звучит.
— А если вдруг кто-то решит вложить средства в создание модного дома?
— Не знаю. Авторские работы очень дорого стоят. Если в Омске найдется потребитель этой продукции…
КАБЛУКИ — ЭТО СТРАШНО
— Галина Васильевна, приходилось слышать мнение, что российская мода прет-а-порте — плохая пародия на европейскую моду. Так ли это?
— Мода — понятие интернациональное. Только есть высококачественные товары, а есть дешевый ширпотреб. Здесь вопрос цены и качества.
— Но за границей русских узнают с первого взгляда…
— Возможно, по поведению. Или потому, что только наши русские женщины наносят днем макияж, чего европейская женщина никогда не сделает.
— К тому же русских женщин можно узнать по высоким каблукам…
— Когда я захожу в наши обувные магазины, то думаю, для кого это все привезли? Но какое предложение, такой и спрос. Действительно, только русские женщины ходят на высоких каблуках, да еще и на шпильках. Это же страшно. Они калечат себе ноги. В Европе туфли на высоких каблуках — это эксклюзивная обувь, которая надевается по случаю. Но найти в наших магазинах стильную обувь на низком каблуке или плоской подошве невозможно. Вообще я думаю, что это социальная проблема. Можно долго говорить о войнах и революциях, которые пережила Россия. Но цель наших женщин со времен этих потрясений не изменилась. Она стремится выглядеть сексуально, чтобы не остаться одной и найти себе партнера. Отсюда и высокие каблуки, и макияж днем.
— В таком случае, как научить людей одеваться со вкусом?
— Вкус нельзя навязать. Его можно сформировать у человека, который хочет этого. Я считаю, что вкус можно развить только у интеллектуально сформированной личности. Что же касается модных тенденций, то еще в 70-х годах прошлого века закончилась эпоха навязывания стиля. В начале 80-х появилось такое понятие как диффузия стилей. Стало модно смешивать стили, тенденции, экспериментировать. Но, чтобы это было сделано со вкусом, нужно быть эстетически эрудированным человеком. Для этого и существуют показы мод наших дизайнеров. Для этого и проводят фестиваль «Формула моды», чтобы потребитель получил возможность посмотреть промышленные коллекции, показы детской модной одежды, приобщиться к миру моды. Ведь мода — это игра, феерия. И чтобы выглядеть стильно, нужно просто и легко относиться к ней.
На снимке: член Союза дизайнеров России Галина ТОЛМАЧЕВА.