ДИЗАЙНЕР - ПИОНЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ

ДИЗАЙНЕР — ПИОНЕРСКАЯ ПРОФЕССИЯ

Конкурс молодых дизайнеров «Русский силуэт» считается кульминацией международного фестиваля «Формула моды». Посмотреть и оценить работы студентов Омского института сервиса в Омск приезжают авторитетные эксперты в области моды. И каждый год омская школа дизайна заслуживает самых высоких оценок. Ее руководителем по праву считается заведующая кафедрой дизайна костюма ОГИС, профессор, заслуженный работник культуры РФ, член Союза дизайнеров России Галина ТОЛМАЧЕВА

Самый известный омский дизайнер считает, что мода — это игра, где успех в равной степени зависит от таланта, удачи и фантазии.

КОЛЛЕКЦИИ НАШИХ ДИЗАЙНЕРОВ ВЫЗЫВАЮТ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ШОК

— Галина Васильевна, принято считать, что мода возможна только в столицах. В провинции ее просто не может быть. Но высокий уровень омских дизайнеров признают такие авторитетные эксперты моды, как Татьяна Михалкова, Эвелина Хромченко, Александр Васильев. И судя по тому, как складывается карьера некоторых наших модельеров — это не дежурные комплименты. Чем тогда можно объяснить феномен омской школы дизайна?

— Для меня это не новый вопрос. О феномене омской школы дизайна говорят не только в России, но и в Европе. Когда-то, в начале моей деятельности е качестве заведующей кафедрой дизайна костюма Омского технологического института, преподаватель Московского текстильного института, мэтр в теории моделирования Татьяна Козлова сказала: «Моды в Сибири нет. Зачем вам открывать институт»? Меня это очень сильно обидело. Поэтому я и мои коллеги решили доказать, что в Сибири тоже есть высокообразованные, талантливые люди, которые могут научить студентов искусству дизайна. За время существования нашего института, а у нас уже 25-й выпуск, мы подготовили двух профессоров, восемь доцентов. Тринадцать наших выпускников являются членами Союза дизайнеров России. Кроме того, уже три года Омский институт сервиса проводит семинары для преподавателей дизайна. И если на первый семинар из разных вузов приехали 16 преподавателей, то последний собрал уже 50.

— Инициатором проведения в Омске регионального этапа международного конкурса «Русский силуэт» был Омский государственный институт сервиса. Конкурс необходим был для создания имиджа омской школы дизайна или были поставлены другие цели?

— Конкурс необходим не только для того, чтобы показать, что мы сделали за год. Для нас, преподавателей, не менее важно, чтобы студенты увидели, как их идеи воплотились в жизнь, научились работать с манекенщицами, режиссером. Имели представление о том, как выглядят модели на подиуме.

— Говорят, сильных судят сильные. На конкурс «Русский силуэт» в Омск всегда приезжают известные дизайнеры. В этом году в составе жюри была представитель европейского центра моды Copenhagen fur Наталья Туровникова. Как она оценила работы студентов-дизайнеров?

— Наталья Туровникова — признанный эксперт в области моды. Поэтому ее мнение было очень важно и для студентов, и для преподавателей Омского института сервиса. Я думаю, что после эстетического шока, который, по ее признанию, она получила на конкурсе, Наталья Туровникова станет почитателем омской школы дизайна как Татьяна Михалкова, Эвелина Хромченко, Владимир Бухинник.

— Некоторые зрители, тоже, наверное, испытали эстетический шок, когда на показе коллекции Катерины Сливы «Ботанический сад» на подиум вышли манекенщики, одетые в какое-то подобие дамского белья…

— По поводу этой коллекции одна моя давняя подруга сказала, что мужчины должны оставаться мужчинами даже на подиуме. А мои студенты пропагандируют женоподобных, рафинированных индивидов. Но, извините, дизайнер — это пионерская профессия. Пионеры — это первопроходцы. Они идут вперед, прокладывая путь другим. Дизайнеры чувствуют время, реагируют на него. Дизайнерские идеи опережают время. Ведь возникла у Кати Сливы идея сделать именно такую коллекцию. Для нее это эксперимент. Но, с другой стороны, посмотрите, что происходит в обществе. Мужчины становятся более женственными, различия между полами стираются. Это социальное явление, и оно нашло отражение в коллекции. Кстати, в любой дизайнерской коллекции должно присутствовать не менее 25 процентов чистых креативных идей.

— Модели с конкурсных показов покупают?

— Самое интересное, что почти все модели с конкурсных показов продаются. Как правило, через год после показа у дизайнера не остается ни одной коллекции.

— А существуют ли критерии оценки дизайнерских коллекций?

— Один раз подобный вопрос задали Эвелине Хромченко. Она ответила: «Мы профессионалы. Поэтому доверьтесь нам, и мы выберем достойных».

ВЫПУСКНИКИ БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНУТСЯ

— Галина Васильевна, на прошедшем в Омске международном фестивале «Формула моды» обсуждалась проблема дефицита кадров для легкой промышленности. В Омске ситуация не лучше, чем в других городах. Хотя у нас
есть свой институт…

— Для любого человека, тем более творческого, важно найти интересную работу и чтобы за эту работу платили достойную зарплату. К сожалению, в нашем городе не могут этого предложить, поэтому молодые дизайнеры и уезжают в Москву, Санкт-Петербург. Кстати, представители московских фирм специально приезжают к нам в институт на защиту дипломов и набирают специалистов. Наших выпускников можно встретить от Владивостока до Калининграда. Мы готовим специалистов-универсалов, которые могут работать с дизайном интерьеров, в рекламном бизнесе, преподавать в художественных школах. Поэтому меня больше волнует проблема обучения студентов, чем их трудоустройство.

— К сожалению, не все омские предприятия, выпускающие товары народного потребления, могут позволить себе хороших дизайнеров…

— А вы знаете, что некоторые руководители предприятий берут дизайнеров на три месяца, якобы на испытательный срок, платят копейки, а потом сообщают, мол, испытательный срок не выдержан, придется расстаться. И таким образом экономят на дизайнерах.

— Но почему тогда в Омске не гремят имена вроде Юдашкина с эксклюзивными дизайнерскими коллекциями?

— Проблема наших выпускников в том, что их уровень в понимании тенденций моды, ее развития соответствует европейскому. А Сибирь все-таки немножко консервативна по отношению к моде и не совсем готова к восприятию новых тенденций. Когда уже все определено, напечатано в журналах и показано по телевидению, только тогда наш потребитель реагирует на ту или иную тенденцию. А дизайнер как раз эти тенденции и создает. В Москве или Санкт-Петербурге потребитель более отзывчивый, он быстрее воспринимает новые направления. И это еще одна из причин, почему наши выпускники уезжают в столицу.

— Тогда почему бы не создать модный дом, где были бы представлены работы выпускников ОГИС в Омске?

— Кто его будет создавать? Предприятия, которые организовали наши выпускники, можно пересчитать по пальцам. Это «Легалис» Андрея Сергеева, «Артишок» Алены Бенедиктовой и Алены Ванюшкиной. Но им очень трудно. Они не пришли на готовую производственную площадку, а вложили в бизнес все свои силы, средства.

Выходит, все упирается в деньги?

Чтобы создать модный дом, нужны огромные средства. Не было бы Юдашкина, если бы в него не вложили деньги. Мода – это тот же шоубизнес. Дизайнеру нужна раскрутка. Когда-то модный дизайнер Алена Ахмадулина и наша выпускница Алена Амарцева на конкурсе «Адмиралтейская игла» обе получили гран-при. Но Ахмадулина удачно вышла замуж и в ее раскрутку были вложены серьезные средства, поэтому ее имя и звучит.

— А если вдруг кто-то решит вложить средства в создание модного дома?

— Не знаю. Авторские работы очень дорого стоят. Если в Омске найдется потребитель этой продукции…

КАБЛУКИ — ЭТО СТРАШНО

— Галина Васильевна, приходилось слышать мнение, что российская мода прет-а-порте — плохая пародия на европейскую моду. Так ли это?

— Мода — понятие интернациональное. Только есть высококачественные товары, а есть дешевый ширпотреб. Здесь вопрос цены и качества.

— Но за границей русских узнают с первого взгляда…

— Возможно, по поведению. Или потому, что только наши русские женщины наносят днем макияж, чего европейская женщина никогда не сделает.

— К тому же русских женщин можно узнать по высоким каблукам…

— Когда я захожу в наши обувные магазины, то думаю, для кого это все привезли? Но какое предложение, такой и спрос. Действительно, только русские женщины ходят на высоких каблуках, да еще и на шпильках. Это же страшно. Они калечат себе ноги. В Европе туфли на высоких каблуках — это эксклюзивная обувь, которая надевается по случаю. Но найти в наших магазинах стильную обувь на низком каблуке или плоской подошве невозможно. Вообще я думаю, что это социальная проблема. Можно долго говорить о войнах и революциях, которые пережила Россия. Но цель наших женщин со времен этих потрясений не изменилась. Она стремится выглядеть сексуально, чтобы не остаться одной и найти себе партнера. Отсюда и высокие каблуки, и макияж днем.

— В таком случае, как научить людей одеваться со вкусом?

— Вкус нельзя навязать. Его можно сформировать у человека, который хочет этого. Я считаю, что вкус можно развить только у интеллектуально сформированной личности. Что же касается модных тенденций, то еще в 70-х годах прошлого века закончилась эпоха навязывания стиля. В начале 80-х появилось такое понятие как диффузия стилей. Стало модно смешивать стили, тенденции, экспериментировать. Но, чтобы это было сделано со вкусом, нужно быть эстетически эрудированным человеком. Для этого и существуют показы мод наших дизайнеров. Для этого и проводят фестиваль «Формула моды», чтобы потребитель получил возможность посмотреть промышленные коллекции, показы детской модной одежды, приобщиться к миру моды. Ведь мода — это игра, феерия. И чтобы выглядеть стильно, нужно просто и легко относиться к ней.

На снимке: член Союза дизайнеров России Галина ТОЛМАЧЕВА.