«И ЖИТЬ ЕЩЕ НАДЕЖДЕ!»

«И ЖИТЬ ЕЩЕ НАДЕЖДЕ!»

Незабываемое событие в жизни каждого из омских любителей авторской песни - приезд в наш город Александра Городницкого, одного из родоначальников отечественной бардовской песни, автора более 250 песен, среди которых и гимн бардовского движения «Атланты», и известнейшие «Снег», «Перекаты», «На материк», «Кожаные куртки»...

— Я очень рад вновь побывать в этом городе, с которым у меня связаны детские воспоминания,- начал встречу в Пушкинском зале областной библиотеки невысокий седой человек — живая легенда. — Я три года прожил здесь в войну, был привезен сюда из блокадного Ленинграда, и после того не был в Омске 62 года…

Александр Моисеевич до сих пор с благодарностью вспоминает омскую картошку, на которой выжил, и наш добрый город, в котором он долго не мог привыкнуть к отсутствию светомаскировки, бомбежек и обстрелов. Сейчас, когда его повозили по Омску, он с трудом мог узнать только некоторые места. Уже нет на Казачьем рынке той легендарной грязи, в которой, по его детским воспоминаниям, «тонули верблюды». Верблюдов, кстати, тоже нет. Но по-прежнему свежо воспоминание о вкусе американской тушенки — первом омском впечатлении мальчишки из блокадного Ленинграда.

Городницкий подарил омичам один интересный факт из истории нашего города. Оказывается, в Великую Отечественную в Омск эвакуировалась картографическая фабрика Военно-Морского флота, и отец будущего барда — полиграфист по профессии — дневал и ночевал на ней, налаживая выпуск военно-морских карт. Кстати, с этим связана одна трагикомическая история. Поступил срочный заказ на военно-морские карты, для изготовления которых требовалось серебро. Серебра не было ни грамма, а за неисполнение — расстрел. И вот старшему морскому начальнику Омска (была и такая должность!) ночью сообщают: «Городницкий сошел с ума и вместе с рабочими ломает фабрику!». Когда встревоженное начальство нагрянуло на предприятие, выяснилось, что он вместе с рабочими разломал старые деревянные перекрытия, сжёг их и… вытопил около трех килограммов серебра, впитавшегося в дерево за многие годы. Заказ был выполнен, дело закончилось не расстрелом, а орденом…

— А мама, которая была учительницей, в Омске не смогла устроиться на работу в школу, — рассказывал Александр Городницкий. — Сначала работала вахтером, потом тоже пошла в военную гидрографию — составляла лоции. И много лет спустя, когда мамы уже не стало, я плавал по лоциям, на которых значилось и ее имя. Так что она всегда была со мной.
Собственно, омскому периоду жизни ученого, писателя и барда была посвящена лишь небольшая часть встречи в областной библиотеке имени А.С. Пушкина. Поскольку встреча была инициирована Омским отделом Российского географического общества, то в основном была посвящена актуальным проблемам метеорологии, геомагнетизма и т. д. Возможно ли прогнозировать землетрясения? И как там насчет парникового эффекта?

— Парниковый эффект — такая же страшилка, как и озоновые дыры, — утверждает геофизик, доктор геолого-метеорологических наук Александр Городницкий. — Мировой океан выделяет углекислого газа в сто раз больше, чем вся человеческая цивилизация! И не будет никакого катастрофического потепления, наоборот: в ближайшем будущем — в 2030-2050 годах — нас ждет сильное похолодание, наподобие малого ледникового периода в начале XVII века, когда замерз Босфор и товары в Венецию возили по льду.

Насчет Мирового океана член Ученого совета Института океанологии А. Городницкий знает практически все, хотя и признается, что с возрастом убедился, что «не знает ничего» . Тем не менее у него за плечами более 20 научно-исследовательских морских экспедиций и неоднократные погружения на батискафах (личный рекорд — глубина 5500 метров в районе Северной Атлантики). Так что Александр Моисеевич с удовольствием принял приглашение капитана яхты «Сибирь» Сергея Щербакова посетить нашу «кругосветную яхту» — моряк моряка видит издалека…

Конечно, на встрече не обошлось без стихов и песен. Омские барды из группы «Товарищ» во главе с Сергеем Олейником исполнили несколько песен Городницкого, а затем выступил и сам автор. Читал свои стихи и под аккомпанемент художественного руководителя Московского центра авторской песни Александра Костромина спел некоторые из своих песен, в том числе знаменитые «Снег» и «Перекаты» (естественно, вместе со всем залом).

Многие из его песен давно стали народными, и, кстати, за попытку «присвоить авторство» песни «На материк» (написанной Александром Городницким в 1960 году в Туруханском крае) автора едва не зарезали в Арктике бывшие зеки: «Да за такую песню надо всю жизнь страдать в зоне! Чтобы ты, фраер с материка, и такую песню придумал?!». Неподалеку от Мурманска местные врачи пытались показать ему могилу того самого Городницкого, который «от злой тоски» написал: «Тут он сидел, тут же в зоне его и пришили…». К слову, справедливость в конце концов восторжествовала, автор пески был признан всеми. И по-прежнему жив — здоров — на встрече в Пушкинке мы были этому свидетелями…