Поселок Затон Черлакского района расположился в пойме Иртыша напротив районного центра. Вначале здесь были только производственные мощности РЭБ речного пароходства. Потом кто-то построил первый домик. Позже место приглянулось начальству — сделали высокую насыпь, поставили хороший дом. В конце восьмидесятых, когда организации сплошь и рядом строили дома хозспособом, на острове возник целый поселок. По данным поселкового старосты А. Г. Ивановой, сейчас в Затоне постоянно живут 97 семей. До «большой земли» отсюда можно добраться либо на катере до Чердака, либо на машине до Нововаршавки. В этом году дорога ушла под воду, Иртыш разлился на 4-5 километров в ширину.
К постоянным подтоплениям люди привыкли. Вода подступает каждую весну, просачивается из грунта, заполняет погреба и ямы. От верховой воды поселок защищен дамбой. В этом году дамба держала воду до 25 мая. К этому времени жители, не имеющие достоверной информации и прогнозов об уровне воды в Иртыше и встревоженные необычно жаркой погодой, полностью посадили огороды. После 20 мая все внимательно следили за состоянием дамбы, подсыпали ее в более низких местах. Администрация Черлака молчала. 24 мая уровень воды стал угрожающим, и затонцы начали готовиться к худшему. Перегнали коров на возвышенность, подняли на чердаки мебель.
Беда поселка в том, что в большинстве домов нет мужчин. Оставшись без работы, они уехали на заработки на Север. Женские руки перенести все тяжести не смогли. Когда вода большой волной хлынула через дамбу, противиться стихии люди уже не могли. Не прошло и двух часов, как дворы, огороды, дороги скрылись под водой. Затонцы спешно спасали то, что еще можно было спасти. Так у Корсуновых поросята и куры оказались на крыше, а большие свиньи на веранде, которая выше сарая. Светлана Фадеева, муж которой на Севере, не успела выгнать из гаража машину и срочно стала собирать доски и подкладывать их под днище «жигулей», создавая подобие плота. Дом семьи Шмик стоит в низине, и в квартире до сих пор воды по колено.
Нельзя сказать, что администрация Черлака бездействовала. Поселок затопило в пятницу, а уже в понедельник начальство было здесь. Приехал депутат Потапов, привез 10 пар сапог — бродней. Детей сразу было предложено вывезти в интернат в Черлаке, где они теперь и живут. «За ними хорошо смотрят, кормят» — с облегчением рассказывает Лариса Быкова, мать двоих детей.
Отключили электричество, завезли сено для коров, создали милицейский пост и организовали дежурство врача. Выделили немного денег -по тысяче рублей на семью. Вот и все. Остается только ждать падения уровня воды и потом принимать решение о ремонте (или неремонте) жилого фонда. Можно посадить огороды в Черлаке, но тогда уже не приходится надеяться на урожай. Да к тому же и семян ни у кого не осталось. Вроде, обещали в районе, но потом сказали, что семена нынче дороги, обойдетесь.
Жизнь в поселке успокоилась. К большинству домов можно подойти в высоких сапогах, к некоторым, например двухэтажному общежитию — только на лодке. Кстати, это здание после наводнения придется сносить. Иначе оно просто рухнет. Выстроенное безо всякого фундамента, давно просевшее и разваливающееся, оно и так-то было постоянной угрозой для жизни всех проживающих в нем семей.
Многие перебрались в Черлак, к родственникам и знакомым. Планы на дальнейшую жизнь у населения Затона мрачные. Они прекрасно понимают, с одной стороны, что никакие «власти» не восстановят им жилье. С другой стороны, привыкшие к своему поселку, не хотят отсюда уезжать. А хорошего здесь много: нет хулиганства и краж, потому что все друг друга знают, а чужаков не бывает. Огороды плодородны. Овощи, посаженные во второй половине июня, созревают одновременно с урожаем в Черлаке. Хороши и заливные луга, нет проблем с сеном. Дома в поселке большие, теплые, с удобствами. Вряд ли на новом месте все это будет. Минус здешней жизни только один — разлив. За всю историю поселка такой потоп — первый. Когда будет следующий — одному Богу ведомо.
Приезжали омские спасатели, но спасать никого не пришлось, ситуация стабильная. Кстати, состояние не признается наводнением. Это обычный разлив Иртыша, когда вода затопляет все низинные участки. Ни для кого не секрет, что место Затону было изначально выбрано в зоне подтопления, там, где по логике, не следовало строить вообще. Жители поселка пробовали застраховать свое имущество на случай наводнения, но в Госстрахе им отказали — поселок расположен в зоне риска.
Большая вода всегда была радостью для мальчишек. Затонские пацаны — не исключение. Бороздит просторы реки в акватории поселка лодка, в которой плавают два храбрых капитана и собака. Один из них, Лешка Асулканов — ну вылитый Леонардо Ди Каприо. Плавучее средство называется, как и положено тому быть, «Титаник-2».