ДОН КИХОТ ИЗ МОСКАЛЕНОК

ДОН КИХОТ ИЗ МОСКАЛЕНОК

Чтобы создать свои триста работ, известный омский скульптор Александр Капралов извел 50 тонн металла и построил пять мастерских

ОМИЧАМ Александр Капралов больше известен как автор памятника Дон Кихоту, что возле ТЮЗа. Многие, наверное, видели его весы у музея им. Врубеля и памятник Достоевскому около драмтеатра. А перед горбатым мостом до недавнего времени стоял трон, который теперь в Новосибирске.

— Эту работу присмотрела супружеская чета Терешковых, — рассказывает Александр Капралов. — Они открыли в Новосибирске первую галерею современного искусства Сибири. Мой трон им тоже приглянулся, и еще несколько работ. Хозяйка галереи Анна Терешкова приехала на японской фуре в Омск забирать трон. Собрали грузчиков, стали загружать скульптуры в автомобиль: сперва те, что поменьше, потом — более крупные, а трон никак не входит. Решили отправить фуру без него, a Tpoн позже — на другой машине.

Все это привлекло внимание прохожих, некоторые даже возмущались: «Куда наш трон. забираете?!» И только фypa отъехала, появились люди в форме: полковники, подполковники, на двух джипах. И с ходу к нам: «Вы кто такие? Где ваши документы?» Пытаюсь им объяснить, что я — автор этих работ, что председатель союза художников — вот он, напротив, и может все объяснить, но милиционеры уперлись: «Нет, проедемте в отделение.» Пришлось ехать.

Тут же объявили перехват фуры. В половине одиннадцатого в Куйбышевском отделении милиции я и Анна Терешкова сочиняли какие-то документы. Потом милиционеры с фонариком пересчитывали все скульптурки в задержанной фуре.

«Мужики, — говорю я им, -если бы я знал, что вы так любите мои работы, так разве стал бы их продавать?» Они только посмеиваются. Все оказалось намного проще: в тот момент, когда грузчики пытались затащить в фуру трон, мимо проезжал начальник УВД но Омской области и тут же дал нагоняй подчиненным: в самом центре города какая-то японская машина скульптуры увозит, а вы спите!

Пришлось мне подключать знакомых, вплоть до вице-губернаторов. Но в конце концов ситуация разрешилась как нельзя лучше, нам даже нашли o»КамАЗ», чтобы увезти трон в Новосибирск, а Анну Терешкову успели посадить на последний поезд.

На выставке, организованной с такими приключениями, скульптуры Капралова имели успех: за один день он получил три предложения о сотрудничестве. Его работами интересуются и иностранные ценители искусства. Однако Капралова не прельщает заграница.

— Может быть, но молодости я бы и согласился, но сейчас нет. Я думаю, нашей стране самой нужны творческие люди.

Все работы скульптора из металла — жесткие, колючие. По признанию самого Александра, это его материал.

— Когда был студентом, искал, пробовал, пытался работать с деревом, гипсом, но все не то. Просто не представляю, как можно передать образ того же Дон Кихота в дереве.

Все свои скульптуры Александр создает в мастерской в Москаленках. Здесь, в деревне, мастер отстроил для своей семьи целый коттедж. В нем почти вся мебель — из крепкого дерева и металла. Сделана, конечно же. руками хозяина. Такая не только внукам достанется, но н еще не одну сотню лет прослужит.

То, что дом далеко от города, мастера нисколько не смущает, хотя определенные неудобства время oт времени возникают. Например, при перевозке больших скульптур -таких, как Дон Кихот.

Теперь у Капралова есть своя мастерская в городе. Он получил ее в качестве гонорара за памятник Достоевскому. К тому же мастер возобновил преподавание на худграфе педуниверситета, поэтому в последнее время он в городе частый гость.

— Я считаю себя счастливым человеком, — говорит скульптор, — творю то, что хочу, да мне же за это еще и платят.

К такому счастью он шел десять лет. Десять лет сомнений, поисков, становления как художника и просто личности. Но и сейчас Капралов продолжает искать.

— Нельзя останавливаться на достигнутом, — считает он.

Радует мастера и то, что его десятилетний сын мечтает стать художником.

— Это его собственное решение, с моей стороны не было никакого давления, — говорит Александр.

Сам-то он решил посвятить себя искусству только в девятом классе. В деревне тогда не было никаких художественных школ. Помог случай: свел с местным живописцем, который и приобщил мальчонку к прекрасному.

Сам Александр тоже хотел бы иметь последователей, он часто встречается с москаленскими школьниками, знакомит их со своими работами, показывает мастерскую (хотя правильнее было бы ее назвать маленьким заводиком — здесь свой отлаженный процесс производства). Дети все разглядывают с удовольствием.

— А вдруг кто-нибудь из них загорится этим, как и я когда-то, — мечтает Александр Капралов.