Впервые за 10 лет существования Союза музыкальных мастеров Сибири региональный семинар настройщиков проходит в Омске. Впервые же за 40 лет своей истории немецкий рояль фирмы «BESCHTEIN» собрал вокруг себя столько специалистов. Пока его главный «хранитель» Сергей Якшин производит замену изношенных деталей, комментируя свои действия, у рояля собираются его сибирские коллеги. Слушают и… учатся.
— Посмотрев работу опытнейшего настройщика, человек с большей смелостью подойдет к собственному инструменту, если раньше ему не приходилось производить подобного ремонта. Этим и объясняется ценность такого мастер-класса, — поясняет Владимир Бирюков, президент Союза музыкальных мастеров Сибири.
Омский рояль относится к высокому классу, но сорокалетняя эксплуатация ухудшила его акустические свойства. В таком состоянии он уже перестал удовлетворять пианистов. Это не скрипка, которая с возрастом звучит все глубже и богаче.
По инициативе филармонии, ремонт было решено провести, так сказать, публично. А в качестве «преподавателя» выступил омский мастер Сергей Якшин, который ежедневно следит за состоянием инструмента.
Настройщик — профессия уникальнейшая. Секреты ремесла здесь передаются от мастера к мастеру, а с каждым потенциальным учеником ведется серьезная беседа: зачем ему это? чего он ждет от профессии? есть ли данные?
— Настройщику нужны усидчивость, усердие, способность к мелкому, кропотливому труду. Очень важно наличие музыкального слуха, причем параметры его отличаются от тех, которые существуют у музыкантов, — говорит Владимир Бирюков. — Настройщик в какой-то степени должен быть и слесарем, и столяром, и отделочником, и регулировщиком. В общем, должен уметь производить целый комплекс работ, связанных, в том числе, с большими физическими нагрузками. Наверное, именно этим объясняется практически полное отсутствие в нашей профессии женщин.
Одну представительницу прекрасного пола мастера все же пригласили в Омск. Привезли и потенциального ученика, которому всего 20 лет. Если парень проявит необходимые качества, то через некоторое время старшие наставники ему потихоньку начнут раскрывать секреты этого ювелирного ремесла.
Универсальность российских мастеров — именно то, за что их ценят на западе. «Жизнь такая, универсальность волей-неволей приходится развивать», — смеются коллеги. Европа оплачивает их труд хорошо. Правда, зовет редко — там своих специалистов хватает. А вот родное государство ценит уникальных мастеров более чем недорого — всего в две-три тысячи рублей.