Как мы уже сообщали, на днях состоялись парламентские слушания о целесообразности строительства гидроузла для регулирования стока Иртыша. Их участниками стали депутаты Законодательного собрания Омской области и Омского городского Совета, члены областного правительства, главы районов области и прииртышских поселений, представители администрации г. Омска, ученые проектных институтов и вузов, представители общественных организаций. Специально обсудить проблемы Иртыша в Омск прибыли руководитель Федерального водного агентства Евгений Хиленко, заместитель председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Совета Федерации Сергей Колосов, представители департаментов природных ресурсов Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей. Что ж, вопрос того стоит.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Часть из них озвучил заместитель председателя правительства Омской области, министр промышленной политики, транспорта и связи Александр ЛУППОВ. Оказывается, до 90 процентов своих потребностей в водных ресурсах область обеспечивает за счет Иртыша. Однако водность реки на территории Омской области определяется водопотреблением прежде всего прииртышских регионов Казахстана (3,8 кубического километра е год) и Китая (около 1 кубического километра в год). Российские регионы Прииртышья за такой срок качают из реки 0,43 кубического километра воды, причем 60-70 процентов приходится на нашу область. По прогнозам, в 2010-2030 годах Китай и Казахстан увеличат годовое водопотребление до 15-20 кубических километров, суммарный забор воды из Иртыша в российских регионах превысит один кубический километр.
Между тем за последние 45 лет средняя глубина реки на участке 100 километров выше и ниже Омска уже уменьшилась на 1,5-1,8 метра. «Беды, которые он когда-то приносил своими паводками, ему прощались», — отметил А. Луппов. А сегодня паводки в Омске и Омском районе — уже экзотика, зато идет деградация пойменных земель, ухудшаются условия водозабора и экологическое состояние реки.
Свое неласковое слово еще скажет и природа. Как отметил руководитель Обь- Иртышского межрегионального территориального управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды А. ВОРОТНИКОВ, в 2010-2030 годах на юге Западной Сибири ожидается увеличение среднегодовой температуры воздуха на 0,4-0,8 градуса и уменьшение массы снега на 10-15 процентов. Так что нас ждет увеличение засушливости климата и за счет этого уменьшение стока Иртыша еще на 10-20 процентов — в «сухие» годы река в районе Омска будет сопоставима с современной Омью. При этом, естественно, повысится уровень её загрязненности и снизится способность к самоочищению.
Если кому-то от этого будет легче — скажем: несладко придется и соседям. Например, в пределах Тюменской области сток Иртыша может сократиться на 20 процентов. А что касается Казахстана, то депутат облмаслихата (парламента) Павлодарской области Казахстана, член Иртышского бассейнового совета и президент Ассоциации водопользователей «Великий Иртыш» Ж. РАМАЗАНОВ сообщил: в Казахстане ледники истощаются, и к 2020 году ожидается кризис в водопотреблении…
Что же касается остальных водных ресурсов Омской области, то очень большое впечатление производила вывешенная в фойе карта Тарского округа Тобольской губернии 1854 года. На ней наша область пестрит голубыми пятнами озер, причем там, где их нынче и днем с огнем не найдешь. Интересно, как будет выглядеть карта Омской области в 2030 году?..
БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Об объективной остроте проблемы говорили и другие участники парламентских слушаний. Депутат Законодательного собрания Омской области, заслуженный мелиоратор РФ, академик Академии проблем подъема экономики РФ А, СНИЦАРЬ отметил, что эффективность сельхозпроизводства, особенно в животноводстве, во многом зависит от развития орошаемого земледелия, которое, в свою очередь, напрямую зависит от решения проблемы наполняемости Иртыша. У генерального директора ОАО «Иртышское речное пароходство» И. ЯНОВСКОГО свой взгляд на проблему: «Пока не ввели в эксплуатацию Бухтарминскую и Усть-Каменогорскую ГЭС, наше пароходство перевозило вверх и вниз по Иртышу до 20 миллионов тонн различных грузов, пассажирские перевозки осуществлялись до Павлодара. Сейчас мы об этом можем только мечтать. Мы стоим перед прямой угрозой прекращения судоходства вверх по Иртышу…». Заместитель мэра г. Омска, директор департамента городской экономической политики Е. ФРЕЗОРГЕР подчеркнул, что экологическая безопасность областного центра и динамика его развития также тесно связаны с состоянием Иртыша: «Для решения этой проблемы необходима консолидация всех ветвей и всех уровней власти, безусловно, необходимо участие бизнеса и общественных организаций…»
Впрочем, выступающие отметили, что «терапии» уже недостаточно — нужны кардинальные меры. Всесторонний анализ ситуации показал: реализация программ социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу невозможна без регулирования стока Иртыша путем строительства низконапорной плотины.
Это решение родилось не на пустом месте — оказывается, еще в 30-е годы прошлого века омские ученые разрабатывали схемы строительства Розовского гидроузла на Иртыше. В течение двух последних лет вопросам регулирования стока реки на территории Омской области были посвящены две международные научно-практические конференции с широким кругом участников, по их результатам были приняты резолюции, поддерживающие идею строительства гидроузла. Целесообразность этого решения обсуждалась с руководителями заинтересованных российских министерств, с главами соседних регионов, с правительством Республики Казахстан. К проблеме было привлечено внимание Президента России В. Путина. Везде идея встретила понимание и поддержку. Вопросом рационального использования водных ресурсов Иртыша занималась российско-казахстанская комиссия по Иртышу, подписан протокол о бассейновом партнерстве Омской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей Республики Казахстан. В общем, мы не ждем у реки погоды…
— Река не признает границ, и потому нам всем небезразлична судьба Иртыша, — подчеркнул член Иртышского бассейнового совета Ж. Рамазанов. — Казахстан целиком и полностью одобряет идею строительства омского гидроузла.
— Однако в последние 20-25 лет в России не велось проектирование и строительство подобных объектов, — отметил А. Луппов. — Полагаю, что при проектировании мы сможем учесть все аспекты негативного воздействия на окружающую среду, разработать предупреждающие и компенсационные мероприятия. Но уже сейчас можно сказать, что создание водохранилища с сезонным регулированием объема в пределах одного кубокилометра негативно не скажется на экологии бассейна Иртыша.
Кстати, сегодня на Иртыше и его притоках на территории Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей эксплуатируется ни много, ни мало 665 водохранилищ. Только на Тоболе их 45.
Схема омского гидроузла должна быть утверждена Правительством России в 2007 году. Безусловно, только средствами регионального бюджета такой масштабный проект не осилить, ведь, по самым предварительным оценкам, строительство гидроузла с одной плотиной обойдется в 10 млрд. рублей. Правда, более половины требуемой суммы должен предоставить федеральный бюджет, поскольку омское водохранилище внесено в государственную программу«Вода России. XXI век». Требуется и привлечение средств заинтересованных коммерческих структур, предприятий, необходимо использовать все формы государственного и частного партнерства.
Сейчас ОАО «Омскгазводпроект» разрабатывает экономическое обоснование инвестиций в строительство гидроузла. Но чтобы установить, во что обойдется это строительство, надо сначала определить, что строить и где.
ЧТО СТРОИТЬ И ГДЕ?
А вот это вопрос. Если помните, в прошлом году строительство низконапорной плотины в районе Розовки (42-й километр по Черлакскому тракту) рассматривалось как наиболее перспективный вариант. Дальнейшие работы по обоснованию проекта показали, что вариант этот далеко не единственный.
Вообще, определены два принципиально различных способа решения проблемы, причем внутри каждого из них также существуют альтернативы. Так, для строительства гидроузла с низконапорной плотиной наиболее оптимальными признаны створы в районе сел Розовка и Пристанское. В первом варианте объем водохранилища составит 723 млн. кубометров, площадь — 24,9 тыс. гектаров, максимальная высота плотины -11,4 метра. Стоимость объектов, попадающих в зону затопления (жилые дома в поселках Ачаирский, Ачаир, Баландино, Пристанское, водонасосные станции, базы отдыха и т. д.) -535,2 млн. рублей. При строительстве плотины в Пристанском створе объем водохранилища — 575 млн. кубических метров, площадь — 21 тыс. гектаров, максимальная высота плотины -13,2 метра. Стоимость затопленных жилых домов в поселках Баландино, Затон, Черлак, а также других зданий и сооружений -158,8 млн. рублей.
Но есть и другая идея: строительство каскада подпорных переливных плотин руслового типа. Они разбили бы реку на отдельные бьефы — «ступени», сообщающиеся между собой судоходными шлюзами. Есть два варианта расположения таких плотин выше и ниже по течению от Омска: четыре плотины в створах Сатрокарасукский, Крутогорский-1, Ачаирский и Верхнеомский или три плотины в створах Калачевский, Усть-Заостровский и Красногорский.
Вариант переливных плотин имеет свои плюсы: территория не затопляется, ущерб экологии — минимальный. Кроме того, при строительстве переливной плотины в Красногорском створе решается проблема со всеми водозаборами Омска, а уровень воды в Оми существенно повысится. Однако у этого варианта есть, по крайней мере, один существенный минус: вместо одного гидроузла придется строить три или четыре, и стоимость такого строительства может намного превысить стоимость затопленных объектов при варианте с одной низконапорной плотиной.
В ходе слушаний создалось впечатление, что чаша весов склоняется в сторону все-таки низконапорной плотины в Пристанском. Однако не будем спешить с выводами, как это было в прошлом году. Ответ дадут результаты предпроектных работ. А пока участники слушаний поддержали саму идею строительства гидроузла как единственного реального способа спасти Иртыш. Рекомендовано продолжить работы по обоснованию инвестиций в строительство, обеспечить законодательную базу для его финансирования из областного бюджета и принять меры по привлечению средств федерального бюджета, частных инвесторов. Рекомендации депутатских слушаний будут направлены в Правительство РФ и в Государственную думу.