Потому что врачи не посчитали нужным вскрыть 20-дозную ампулу ради одного ребенка.
Даня, как ласково называют малыша родители, появился на свет в городском роддоме № 2 раньше срока. Этот родильный дом не специализируется на недоношенных младенцах, поэтому особой вакцины против туберкулеза, БЦЖ (М), здесь не нашлось. Только по этой причине мальчику не сделали прививку в первые дни жизни, как это должно быть. Медицинских противопоказаний для вакцинации медики не выявили.
— Ничего страшного, — успокаивали врачи маму Дани при выписке из роддома. — В поликлинике по месту жительства привьют.
У младенцев «недобор»
Однако в Марьяновской поликлинике, где Даню поставили на учет, его не привили ни через неделю, ни через… два месяца. Сначала местный педиатр объясняла это отсутствием нужной вакцины, а после — «недобором» младенцев:
— Одна ампула рассчитана на 20 доз. Если вскрыть ее ради одного ребенка, то оставшийся препарат придется, по-русски говоря, спустить в унитаз. Нет у нас пока столько недоношенных новорожденных. Придется подождать.
Родители ждали, даже пытались самостоятельно приобрести вакцину, но ее не оказалось в свободной продаже. И, может быть, они так и не стали бы бить тревогу, если бы не сообщения медиков, что заболеваемость туберкулезом у нас переступила эпидемиологический порог.
Когда корреспондент «АиФ в Омске» обратился за комментарием к омским фтизиатрам, они были единодушны в том, что прививка жизненно необходима.
Проблема в самодеятельности
— Стопроцентно — прививку должны поставить, — уверен Георгий Третьяков, главврач областного клинического противотуберкулезного диспансера. — И 96-98% омских младенцев вакцинируются еще в роддоме. Первый раз слышу, чтобы у нас в области были проблемы с вакциной, ее поступление специально планируется в соответствии с предполагаемой рождаемостью детей… Вот если проблема в самодеятельности врачей — так это уже другой вопрос!
— Если ребенок нуждается в прививке от туберкулеза сегодня, то упаковку обязательно вскроют и вакцинацию проведут, — солидарна с ним Наталья Косых, замдиректора департамента по детству горздрава.
Однако в деревнях и селах, даже не очень отдаленных от Омска, дела обстоят не столь хорошо, как это видится из центра.
— К нам в район противотуберкулезная вакцина БЦЖ (М) поступила в начале марта, — рассказывает Юрий Лесовский, главврач Марьяновской центральной больницы. — Всего 5 ампул, в каждой из которых 20 доз. Возможно, такая дозировка удобна для городских роддомов, но для села…Мы становимся заложниками производителей лекарств.
Например, в прошлом году в Марьяновском роддоме появилось на свет всего семеро недоношенных младенцев. Как здесь исхитриться и сделать прививку всем вовремя? Та же ситуация с другими вакцинами, которые идут по 30-50 доз в одном «флаконе». В некоторых деревнях проживает всего четверо-пятеро пациентов, поэтому при любой экономии большая часть препарата выбрасывается!
— Сейчас мы уже сформировали группу: трое младенцев из роддома и Данил, — заверил нас Юрий Германович в прошлую пятницу. — И в понедельник всех их привьем от туберкулеза.
Однако в понедельник выяснилось, что из-за «великовозрастности» Дани схема прививки усложнилась: сначала делается проба на туберкулез Манту, а после вводится сама вакцина. Вместо одного укола малышу придется пережить два, да и то, если вскоре наберется еще одна группа подходящих младенцев. А если нет? Пока врачи экономят, мальчик растет…