А позже, под угрозой выселения, ограничения питания и медпомощи, старикам запрещали обращаться в прокуратуру и суд. «Нас посадят в тюрьму, некому будет за вами ухаживать. Какие вы потерпевшие? Вам тут хорошо!» — уверяли стариков соцработники.
В конце прошлого года прокуратура г. Омска провела проверку в доме престарелых. «АиФ в Омске» рассказывал об этом в материале «В казенный дом за миллион рублей». После публикации в редакцию звонили… возмущенные проживающие. Они твердили: «Мы подарили свои квартиры добровольно, а в интернате живем хорошо, у нас все есть»!
По закону люди, находящиеся на попечении государства, имеют право преподносить подарки соцработникам. Однако стоимость дара не должна превышать пяти размеров минимальных оплат труда. Цена любой квартиры, надо полагать, неизмеримо больше.
Суд начал серию процессов, и вот уже две квартиры возвращены настоящим владельцам. По информации, которую предоставила «АиФ в Омске» Татьяна Зиновьева, помощник прокурора г. Омска, суд вернул квартиру 70-летней пенсионерке, проживающей в Нежинском доме-интернате. Свое жилье она подарила водителю этого соцучреждения. Тот же считал, что получил квартиру от государства, так как стоял на очереди. Сотрудник, не иначе, лукавил: в договоре дарения, который он подписывал, было указано, что квартира принадлежит старушке. Однако в ходе суда был вынужден признать иск и вернул недвижимость законной владелице.
Второй иск был внесен прокурором в пользу 83-летней пенсионерки. В свое время она подписала дарственную на имя сотрудницы интерната. Помощник прокурора Татьяна Зиновьева считает, что на пожилую женщину было оказано психологическое давление. Старушка отказывалась от иска, твердила, что ей ничего не нужно. Ей вторил представитель риэлторской фирмы, через которого оформлялись документы, мол, гражданка имеет право на свободное волеизъявление. «Казалось, что пенсионерка не хочет слышать ни прокурора, ни судью. Она произносила будто заученный текст, вела себя словно зомби», — делится наблюдениями Татьяна Зиновьева.
Директор Наталья Подойменко на просьбу «АиФ в Омске» прокомментировать результаты первых судебных заседаний отреагировала странно: «Я не преступница, не воровка! — волновалась она. — Уволить меня не за что!». По словам Натальи Ивановны, она не знала, что нельзя дарить квартиры, кроме того, все документы подписывались за ее спиной! В том, что произошло, виновата фирма, которая оформляла документы дарения, считает директор.
По удивительному совпадению, сразу после этого разговора в «АиФ в Омске» позвонили активисты из числа проживающих, очень просили не волновать директора. А на другой день с теми же намерениями в редакцию из Нежинского приехали Антонина Александровна и ее супруг. «Ей 67 лет, она с утра до ночи с нами! — рассказали пенсионеры. — Ни у кого сердце за нас так не болит, как у Натальи Ивановны. Раньше везде говорили и писали, что надо сдавать квартиры, чтобы попасть в дом престарелых. Почему же ее теперь преследуют?!»
На очереди в суде дела еще двоих беспомощных, введенных в заблуждение дарителей. Также будут рассмотрены дела тех стариков, чьи квартиры были проданы за «смешные» деньги, но это случится не так скоро: процедура оценки жилья может затянуться. Зато совсем скоро суд вынесет решение в отношении директора дома престарелых. По словам нашего источника из правоохранительных органов, из-за почтенного возраста ее могут амнистировать.