17 марта, когда было объявлено об официальном объединении Русской православной церкви за рубежом и Русской православной церкви, митрополит Омский и Тарский Феодосий обратился к «зарубежникам» нашей области с призывом войти в его епархию. Он подчеркнул: «Если омские представители Русской зарубежной церкви хоть немного перспективные люди, то они поймут, что оставаться врозь больше нельзя — и просто войдут в нашу епархию».
Однако это вряд ли случится скоро, как, впрочем, и полное воссоединение двух самых массовых русских православных церквей, что «не заметили» большинство российских СМИ, хотя патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йорский Лавр заметили: предстоят переговоры для уточнения множества деталей. Надо полагать, главной проблемой станет судьба значительных материальных ценностей за границей, прежде всего, объектов недвижимости. Потеря самостоятельности, крушение амбиций высших руководителей и настоятелей — тоже очень болезненная тема. Поэтому, сколько продлятся переговоры — одному Богу известно.
В Омске последователи зарубежной православной церкви разделены на два прихода. Это разделение произошло после того, как во главе РПЦЗ стал митрополит Лавр, взявший курс на объединение церквей. Тогда значительная часть омских «зарубежников» (сегодня их примерно 200 человек) дружно перешла в лоно еще одного направления православия, именуемого Русской истинно православной (или катакомбной) церковью.
Это движение стоит особняком не из-за канонических расхождений, которые весьма незначительны и преодолимы, а, прежде всего, по причине непримиримой историко-политической позиции. Например, последователи катакомбной церкви не могут простить Московской патриархии, что ее руководители после революции 1917 года поддерживали большевистскую власть. Или считают, что храмы, восстановленные после разрушения или перепрофилирования старых, так сказать, нелегитимны, если эти места были в советское время осквернены, скажем, амбаром, бассейном или фонтаном.
«Отколовшаяся» же часть (по нашим данным, примерно 30 человек активных прихожан) построила себе церковь на 7-й Северной. Настоятель этого храма Святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Николай Лукий сообщил корреспонденту «МК», что у них в приходе проведено собрание, участники которого с воодушевлением восприняли воссоединение православных церквей. Ну а большинство тех, кто решил последовать за Катакомбной церковью, к обращению владыки Феодосия вряд ли прислушаются, и православная оппозиция у нас пока останется.