Комиссия действует при правительстве РФ.
Только в нынешнем году рабочая группа военной комиссии восемь раз возвращалась к делу Трансмаша. Губернатор Омской области Леонид Полежаев, министр промышленной политики, транспорта и связи Александр Луппов провели ряд переговоров с председателем ВПК Владиславом Путилиным. В апреле комиссией был принят проект постановления правительства РФ о выделении финансовых ресурсов ФГУП «Омсктрансмаш». Средства предполагается направить на погашение долгов по зарплате и кредиторской задолженности. В проект постановления также включены позиции по списанию части государственных долгов и выкупу спецпроизводства. Общая цена вопроса — 1,6 миллиарда рублей. С учетом списания части «кредиторки» обсуждалась сумма 1,1 миллиарда рублей. В настоящее время продолжается процедура согласования документа, который должны завизировать руководители всех причастных к делу федеральных ведомств. «Процесс идет тяжело, — комментирует ситуацию Александр Луппов. — Заболеть легко — выздороветь непросто. Жесткое сопротивление документ встретил в Минфине РФ: считают, что предприятие нужно банкротить. Для того чтобы это сделать, нужно вывести танковый завод из перечня стратегических, снять вето неприкосновенности с мобилизационных мощностей. Этого не делают. Ситуация затянулась более чем на месяц». Как стало известно из неофициальных источников, в день проведения пикета Алексей Кудрин все-таки поставил свою визу на документ. Однако сумма транша при этом сократилась до 700 миллионов рублей. В областном правительстве убеждены, что и такой суммы достаточно для первых шагов выхода предприятия из кризиса. Главное — отдать людям зарплату. Однако документ вступит в силу и появится гарантированная надежда получения обещанных средств только после того, как свою подпись поставит председатель правительства РФ Михаил Фрадков. Если это произойдет в ближайшее время, областное правительство готово ходатайствовать перед Арбитражным судом об отсрочке продления конкурсного производства на предприятии в третий раз. Напоминаем, первый срок конкурсного производства, завершившийся 26 октября, был продлен до 30 мая.
Схема выхода из банкротства следующая: конкурсный управляющий продает накопившиеся долги, а государство их покупает. Полученные от сделки средства управляющий направляет на погашение задолженности перед рабочими и кредиторской задолженности. На этом его функции считаются исполненными. Следующий шаг — подписание мирового соглашения с кредиторами. Далее назначается директор, и предприятие работает в обычном режиме. То есть выполняет заказы, набирает обороты. «Мы надеемся, постановление РФ освободит завод от бремени банкротства, откроет возможность заниматься непосредственно производством», — говорит Александр Луппов. В цехах и сегодня ведутся ремонтные работы. Но завод-банкрот не может самостоятельно заключать договоры с поставщиками комплектующих и заказчиками. В настоящее время контракты заключаются через КБ транспортного машиностроения, которое выступает оператором сделок и, соответственно, отчисляет за это маржу. ФГУП «Омсктрансмаш», не имея своей, использует и лицензию ФГУП «КБТМ».
Вероятнее всего, именно КБТМ выступит покупателем спецпроизводства, на мощностях которого предполагается создать ремонтно-модернизационный центр (РМЦ). Для этого необходимо изменить юридический статус предприятия, провести ревизию и оценку фондов. Однако в том случае, если будет объявлен конкурс, участвовать в конкурсе может любое, схожее с танковым заводом по специфике предприятие (в том числе иногороднее). Известно, что интерес к сделке до недавнего времени проявлял Уралвагонзавод (Нижний Тагил).
Областная власть рассчитывает на то, что это все-таки будет КБТМ. В этом случае можно прогнозировать более предсказуемый менеджмент, с минимальными рисками для предприятия вновь оказаться в патовой ситуации. В дальнейшем Омский РМЦ, возможно, интегрирует в бронетанковый холдинг, который формируется на базе Уралвагонзавода. Но на иных, отличных от предложенных в 2006 году условиях. Принципиальная позиция областного правительства в политике интегрирования заводов оборонного комплекса в отраслевые корпорации — это сохранение юридического статуса, интеллектуального, технического и технологического потенциала.
Не менее важным Александр Луппов считает, уже на первом этапе финансового оздоровления найти ресурсы для возобновления металлургического производства: «Возобновить уникальное производство реально. Нужны время и деньги. В том числе, для того чтобы рассчитаться с энергетиками. Металлургия — энергоемкое производство». Это 1,2 тысячи человек, половина всего заводского коллектива, которые три года простаивают без работы. Для реанимирования металлургии необходимо 60 миллионов рублей.
В 2007 году гособоронзаказ на Омсктрансмаше вырос по сравнению с прошлогодним вдвое и составил 450 миллионов рублей. В ремонтные цехи, как сообщил областной министр промышленной политики, уже поступил 41 танк. По словам самих заводчан, небольшой по финансовой емкости заказ предстоит в нынешнем году выполнить и в интересах инозаказчика. Речь идет о ремонте омских танков, проданных ранее Корее.