Да простит читатель за два термина в заголовке, восходящие к древнегреческому языку. Но их навеяла церемония одобрения Законодательным собранием кандидатуры Леонида Полежаева, предложенной на новый срок президентом Владимиром Путиным. Славословия, в которых преуспели спикер и одиннадцать депутатов, пестрели выражениями «мудрая политика», «историческое событие», «грандиозные свершения». Атмосфера так и подвигала воспарить от бренного к вечному, от сюрреализма российской обыденности к эпосу древних.
Апофеоз в самом первом значении — обожествление государственных деятелей. Анамнез — совокупность признаков болезни. Губернатор, слава Богу, здоров и бодр. А вот его окружение явно поражено вирусом, пришедшим с Востока, где велеречивые восхваления в адрес правителей и впрямь граничат с их обожествлением.
— Самые сокровенные слова в адрес Леонида Константиновича, это не просто слова, это волнительный момент признания Ваших заслуг, — с душевными интонациями произнёс с трибуны управляющий областным отделением Пенсионного фонда РФ Сергей Тодоров.
— Под руководством Леонида Константиновича выбран cтратегический курс развития региона, который позволил по всем показателям выйти в лидеры, — конкретизировал гендиректор фирмы «Стройподряд» Сергей Оркиш.
«Молодогвардеец», депутат от «Единой России» Михаил Каракоз благодарил от омской молодёжи за то, что «созданы все условия для молодых». А депутат Юрий Шаповалов — от «многочисленной армии медицинских работников» за то, что «Вы всегда отстаиваете их позиции». И заверил: «Подавляющее большинство медработников думают так же». Несколько выбился из потока гендиректор «Агростройкомплекта» Валерий Кокорин, но он в Заксобрании новичок и пока не усвоил общий тон. Кокорин вспомнил, что в период всеобщего развала, когда «зарплату не платили», губернатор сумел открыть в Омске кадетский корпус. Говоря про невыплату зарплаты, олигарх-строитель, возможно, имел в виду и себя. Ведь примерно в то время его работники жаловались, в том числе в «Ваш ОРЕОЛ», что им никак не выплатят заработанное.
А, в общем, час, в течение которого депутаты признавались в чувствах и благодарили губернатора, получился в духе хорошей давней передачи «От всей души». Маленькая интрижка вышла с голосованием. Шестеро коммунистов, как они и не скрывали, проголосовали «против», остальные вроде должны быть «за». И вдруг электронная система выдала: один депутат не голосовал вообще. В кулуарах депутаты и журналисты интересовались: кто это мог быть? Но из аппарата Заксобрания успокоили: электронная система дала сбой.
Сегодня, 30 мая, апофеоз воплотится во второе своё значение, которое он имел у древних греков: массовую сцену, завершающую спектакль или праздничный концерт — состоится инаугурация старого-нового губернатора. На какой срок, пусть комментируют юристы из правительства. По одному закону — на второй, по совокупности двух законов — на третий. А фактически Леониду Константиновичу принадлежит абсолютный рекорд пребывания на посту омских губернаторов:
к исполнению обязанностей председателя Омского облисполкома он приступил в 1989 году. Дольше всех на посту губернатора до Полежаева удалось продержаться князю Петру Горчакову — с 1836 по 1850 год. Однако история не всегда поддаётся прямым аналогиям. «Омским князем» в советскую эпоху прозвали первого секретаря обкома партии Сергея Манякина. Власти у сына кузнеца из Ставрополья было поболе, чем у нынешних губернаторов. Но и для области за 26 лет Манякину удалось сделать столько, что с лихвой хватило на богатую жатву для множества местных, столичных, а то и перебравшихся поближе к западной цивилизации, за океан, приватизаторов. Говорят, Леонид Константинович после выборов на второй срок пообещал, что пересидит Маня-кина. Так что поющему дифирамбы окружению губернатора есть ради чего стараться: они сами, их чада, домочадцы и прочие родственники надолго еще останутся на тёплых местах и у кормушек. Если, конечно, не попадут в опалу.