СИБИРСКОЕ СОЛНЦЕ - ЧЕРНОГО ЦВЕТА

СИБИРСКОЕ СОЛНЦЕ — ЧЕРНОГО ЦВЕТА

«Великий шаман, прими от нас, поклонников и почитателей твоей силы, в подарок этот трон, соответствующий твоему положению в этом мире, созданный из ветвей столетнего вяза, росших с восточной стороны. Они первыми встречали солнце... Увидел эти ветви и задумал из них сделать трон наш молодой шаман. Долго он работал над ним, так долго, что успели ветви набрать силу... Облетела листва, выпал снег и лег толстым слоем. Наконец трон набрал силу и дозрел. После окончания работы шаман общался с ним, гладил, шептал молитвы и поклонялся. Стихия дерева, железа и огня дают ему мощь и руки, мысли, чувства того, кто сотворил его. Удобно ли на нем сидеть? Удобно, в одной лишь позе: величественной, как и подобает вам...»

Примерно такая история предваряла каждую работу древнего человека, когда жизнь была насквозь пропитана сакральным смыслом. Когда человек дышал тем же воздухом, что и великие боги, когда он охотился в лесах, где у каждого дерева была душа, когда мир был молод…

Рамиль Сабиров — человек XXI века, но в жилах его течет кровь тех самых древних охотников и богатырей, что рисовали охрой лошадок на стенах пещер. Может быть, все это потому, что родился Рамиль в деревне Ашваны на самом севере Омской области в татарской семье с многовековыми традициями. Река и тайга — любимые места с детства.

Судьба распорядилась так, что попал будущий мастер в город, но и здесь он не забывает родные места, дух и энергию которых сохраняет он в своих работах.

На днях в галерее «Квадрат» открылась выставка Рамиля под названием «Черное солнце Сибири», где собраны любимые авторские произведения, те, что сделаны не на заказ, а по велению души.

В день открытия выставки мы поговорили с автором о его работах.

— Рамиль, как давно вы этим занимаетесь, и почему выбрали такую сложную форму?

— Непосредственно такие работы я делаю где-то почти четыре года. Хотя некоторые из них были задуманы еще в то время, когда я был студентом. Хотя, если вдуматься, то мои произведения, — это от корней, от земли, где я родился и вырос.

— Рамиль, я знаю, что вы занимаетесь не только декоративно-прикладным творчеством, но и делаете скульптуры из снега для зимних городков. По чему выбрали такие разнородные материалы?

— Я очень люблю работать с металлом и деревом и сочетать эти материалы вместе. Я использую в работе только то, что создано природой.

— Есть ли у вас любимый материал?

— Любимый материал тот, с которым работаю в данный момент, от которого в данный момент бегут по спине мурашки и сердце екает. Потом приходит новая работа и рождает новые ощущения.

— Общеизвестен девиз одного скульптора, который говорил, что в своих скульптурах он отсекает от камня все лишнее. Есть ли у вас девиз, который сопровождает вас?

— Девиза нет, но материал, действительно, часто диктует свои условия. Бывает и так, что и я пытаюсь диктовать. Где-то четыре года назад я охотился в тайге и увидел поваленную осину с причудливым изгибом. Я стоял ошарашенный и смотрел на нее: «Ну как природа может такое сотворить?!» На следующий день пришел с топором: обрубил ветку и восемь километров пер ее на себе. Потом привез это сюда, и родилось новое произведение.

— Сколько времени занимает одна работа?

— Я всегда отвечаю на этот вопрос следующим образом: когда я работал в школе, то один ученик, увидев мои инструменты, сказал мне: «Вот если бы у меня были такие резцы, то я бы тоже много чего наделал!» А на самом деле, если ты уже нашел подходящий материал, у тебя родилась идея нового произведения и ты знаешь, как это осуществить, все получается очень быстро.

— Рамиль, а как для вас начинается новая работа? Вы рисуете эскиз, который тщательно дорабатываете, или просто берете в руки кусок металла и начинаете творить?

— Я не думаю, что пещерный человек, сидя на камне, рисовал какой-то эскиз. Он просто брал и делал. Здесь точно так же. Я беру и делаю. Увидел причудливый корень в форме зигзага и понял, что это и будет «Трон шамана». Какие здесь могут быть эскизы? Ты можешь что-то нарисовать, но где возьмешь такие ветки, которые изгибаются так, как тебе нужно?! Это с металлом можно придумывать эскизы, но, я предпочитаю обходиться без этого.