Имя этого музыканта училище носит с 1963 года.
В. Я. Шебалин родился в учительской семье, где частенько устраивались репетиции гимназического церковного хора, которым руководил его отец, куда приходили в гости певцы и музыканты, где постоянно устраивались импровизированные домашние концерты. Все это было неотъемлемой частью жизни семьи, что наложило отпечаток на юного Шебалина.
Поступив в только что открывшийся музыкальный техникум, Шебалин попал в музыкальный и культурный центр общества, увлекся поэзией, оперой, живописью. Человек с удивительной работоспособностью и упрямой тягой ко всему новому, Виссарион Яковлевич впервые пробует себя в качестве композитора именно в Омске. Учась у М. И. Невитова, Шебалин с 1921 по 1923 год пробует себя в разных жанрах, но более душа его лежала к романсам.
В Московской государственной консерватории он учился в классе П. Я. Мясковского — и Шебалин стал последователем своего педагога, развивая главные принципы его школы.
Виссарион Яковлевич — педагог по призванию. К нему в класс стремились попасть многие. К каждому ученику у него был индивидуальный подход. Недаром среди его последователей известнейшие имена современности: Э. Денисов, С. Губайдуллина, К. Хачатурян, А. Спадавеккиа, Б. Чайковский, А. Николаев, А. Пахмутова, Т. Хренников, Э. Колмановский, О. Фельцман.
В 1942-1948 годах Шебалин возглавлял Московскую консерваторию. У него почти не оставалось времени на творческую композиторскую деятельность. Но, тем не менее, в его копилке — пять симфоний, кантата, пробы в опере («Дума про Опанаса», «Солнце над степью», «Укрощение строптивой»), музыка к драматическим спектаклям, романсы и ансамбли.
Произведения В. Я. Шебалина, созданные в любом жанре -театральном или симфоническом, камерно-инструментальном или вокальном, по словам Д. Д. Шостаковича, «привлекают свежестью и яркостью музыкального языка, великолепным знанием формы, изобретательностью».
«Скромным рыцарем музыки» назвал его Б. Асафьев. «Творчество В.Я. Шебалина — глубокое по мысли, разнообразное по жанрам, высокое по мастерству, ценное и как продолжение вечно живых, национальных традиций, и как часть всей музыкальной культуры XX века», — говорил Т. Хренников.
В преддверии памятной даты в Музыкальном училище прошла лекция-концерт «Упрямый зодчий», а в день рождения композитора состоялось возложение цветов к его мемориальной доске и выступление омских музыкантов.